Сложно представить жизнь современного человека без помощников-механизмов и электронных аппаратов. А одна из самых распространенных деталей в аппаратах и машинах — это редуктор. Большие и не очень, из металла и пластмасс - они встречаются повсеместно в нашей жизни:в коробке передач автомобиля, в автоматический стиральной машине,в грифе гитары, в общем ...везде! Редукторы из дерева использовались еще древними египтянами при строительстве пирамид, о чем свидетельствуют исторические источники и находки!Задача самых распространенных редукторов — увеличение крутящего момента (силы) за счет уменьшения частоты (скорости) вращения. Любой из таких агрегатов имеет как минимум два вала: входной быстроходный и выходной тихоходный. Один из валов может соединяться с двигателем через червячную, цепную или любую другую передачу, а иногда при помощи соединительного фланца-пластины. При прямом соединении тандем двигателя и редуктора называют мотор-редуктором (от лат. «motor» - «приводящий в движение» и «reductor» - «ведущий обратно»).Чтобы понять, как работает простейший редуктор, можно представить какой-либо корпус с двумя сцепленными и закрепленными на отдельных валах шестернями разного диаметра внутри. При вращении ведущей шестерни через сцепку-передачу приводится в движение и ведомый вал. Основными параметрами при рассмотрении редукторов служат коэффициент полезного действия (КПД), угловая скорость вращения валов, момент силы и передаточное число (отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведомой шестерни). Агрегаты, в которых можно в каком-то заданном диапазоне менять скорость вращения валов на определенную величину, называют коробками передач, а те, в которых скорость вращения регулируется плавно (бесступенчатое) — вариаторами. Классифицируют редукторы по нескольким признакам, в т.ч по типу передачи, способу крепления, взаиморасположению осей в пространстве и пр.Наибольшее распространение получили червячный, цилиндрический и конический редукторы. К достоинствам червячного редуктора можно отнести его относительно низкую стоимость, высокие передаточные числа, ортогональную компоновку. При этом такой тип механизмов имеет невысокий КПД из-за скольжения деталей и термическую нагруженность (нагрев).Цилиндрический и конический редукторы из-за особенностей расположения «главной пары» (ведущей и ведомой шестерен) требуют большего корпуса, чем червячный. Благодаря лучшей сцепке и малому скольжению данный тип агрегатов может применяться в машинах, где требуется очень большая мощность. Все типы редукторов отличают общие недостатки: большой шум на высоких скоростях, износ комплектующих, выделение тепла при работе. Однако замены данным агрегатам нет, и поэтому они еще долго будут сопровождать нас повсюду: в автомобилях и самолетах, на железной дороге и в водном транспорте. Почти все, что приводится в движение, использует редукторные механизмы!Поэтому конструкторы и ученые многих стран продолжают совершенствовать редукторы, изобретая для них высокопрочные и неподверженные износу материалы, наполняют их корпуса различными смазочными и охлаждающими жидкостями, изучают словно каких-то существ. Редукторный период еще не прошел, продолжение следует...