Сразу отметим, что кризис машиностроения коснулся всей России. Стихийный переход к рынку в конце прошлого века, безусловно, положительно повлиял на развитие добывающих отраслей – как наиболее доходных, но пагубно сказался на обрабатывающих отраслях промышленности. В первую очередь – машиностроительной. Большая часть предприятий, не сумевших сориентироваться в новых для них рыночных условиях, была вынуждена прекратить деятельность. Многие заводы и по сей день находятся на грани выживания, существуя в основном за счет сохранившейся с советских времен структуры производства и технологий.
Ключевая отрасль промышленности нуждается в кадрах
В конце прошлого года на основе федерального закона была создана государственная корпорация (ГК) «Ростехнологии», одной из основных задач которой является подъем машиностроительной отрасли.
Генеральный директор ГК «Ростехнологии», председатель общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» Сергей Чемезов убежден, что машиностроение – ключевая отрасль промышленности. «В советские времена именно в машиностроении были сосредоточены основные производственные мощности, ведущие научно-исследовательские институты, лучшие инженерно-технические кадры, – заявил он в недавнем интервью «Независимой газете». – Да и сейчас в ней трудятся четыре миллиона граждан России».
Более 3000 российских машиностроительных предприятий выпускают самую разнообразную продукцию – от отдельных узлов, деталей и механизмов до готовых двигателей, вертолетов, судов и автомобилей. «Естественно, что от конкурентоспособности этой отрасли зависят эффективность национальной экономики и благосостояние граждан России», – отмечает Сергей Чемезов.
Проблем в отечественном машиностроении хватает. Вот лишь некоторые из них.
Наличие избыточных производственных мощностей, как правило, устаревших, и, соответственно, крайне высокие издержки на их содержание.
Критический моральный и физический износ оборудования и технологий.
Дефицит денежных ресурсов (низкая кредитная и инвестиционная привлекательность предприятий) для реализации программ стратегических преобразований.
Неэффективная производственная кооперация промышленных предприятий.
Одной из важнейших проблем отрасли руководитель ГК «Ростехнологии» и председатель профессионального сообщества «Союз машиностроителей России» считает отток квалифицированных кадров. За годы рыночных преобразований произошло резкое «старение» машиностроительной отрасли. По данным государственной статистики, средний возраст среди рабочих сегодня – 45 лет, а по персоналу с высокой квалификацией – 53 года. По той причине, что разрушилась система профессионально-технического образования, возник дефицит по таким рабочим специальностям, как токари, фрезеровщики, слесари-инструментальщики, ремонтники, сварщики.
«Я могу назвать примеры по оборонно-промышленному комплексу, когда для выполнения экспортного контракта приходится не только использовать вахтовый метод на производстве, но и буквально со всей страны собирать рабочих профильных специальностей, – говорит Сергей Чемезов. – К сожалению, ряд специальностей практически утерян».
«Именно поэтому Союз машиностроителей России стал просто-напросто бить в набат», – заявил глава Союза на заседании Бюро Центрального совета «О стимулировании и государственной поддержке кадров для машиностроения и смежных отраслей российской экономики» в декабре прошлого года. Союз машиностроителей России поставил перед собой стратегическую цель – сформировать новое инженерно-техническое поколение.
Преуспел тот, кто сделал ставку на техперевооружение и выпуск новой продукции
Ряд предприятий машиностроения УрФО и Прикамья, несмотря на все сложности переходного периода и отсутствие поддержки со стороны государства, сумел не только сохранить свой производственный потенциал, но и преумножить его. Удалось это в первую очередь тем, кто сделал ставку на техническое перевооружение и освоение выпуска современной конкурентоспособной продукции.
Так, Новоуральский завод «Автомобили и моторы Урала» («АМУР», Свердловская область), помимо своей «традиционной» техники – среднетоннажных грузовых автомобилей – осваивает производство легковых автомобилей и внедорожников. Напомним, что в ноябре 2006 года в Пекине в рамках Третьего Российско-Китайского инвестиционного форума и Российской Национальной выставки были подписаны соглашения о сотрудничестве между ЗАО «Автомобили и моторы Урала», китайскими автомобильными компаниями «Geely» и «ZX Auto» и компанией «Инком-Авто». Соглашения предусматривают выпуск на территории ЗАО «АМУР» в режиме «промышленной сборки» до 30 тыс. штук в год автомобилей «Geely Otaka» и 3500 штук в год внедорожников «ZX Landmark».
После проведенной реорганизации мощностей организовано производство новой наукоемкой продукции на машиностроительном заводе имени М.И. Калинина (Екатеринбург). Завод начал выпускать дизельные и электрические погрузчики, тягачи, электротележки, этикетировочные автоматы, камнерезные машины для добычи блоков породы в открытых горных выработках, вакуумно-подметальные коммунальные машины МК-1500.
Уральский завод железнодорожного машиностроения (г. Верхняя Пышма, Свердловская область) стал базовой площадкой для организации производства по выпуску грузовых электровозов постоянного тока нового поколения.
В целом по итогам 2007 года доля машиностроения и металлообработки в объеме промышленного производства Свердловской области достигла 18,6 %. За год отрасль изготовила продукции на 57,4 млрд. руб. К 2010 году в регионе планируется наладить ежегодный выпуск продукции машиностроения на общую сумму 96,9 млрд. руб. Эта информация была озвучена на недавнем ежегодном собрании машиностроителей Среднего Урала.
Наибольшего роста объемов производства за 2007 год, по данным Союза машиностроительных предприятий Свердловской области, достигли ЗАО «Автомобили и моторы Урала» – 354 %, ОАО «Первоуральский завод горного оборудования» – 167 %, ЗАО «Региональный Центр Листообработки» – 167 %, ООО «Саранинский завод кузнечно-прессовых машин» – 159 %, ЗАО «Екатеринбургские лесные машины» – 154 %, ЗАО «Полевской машиностроительный завод» – 147 %, ОАО «Красногвардейский крановый завод» – 147 %, ОАО «Камышловский электротехнический завод»(ЭЛТЕЗА) – 143 %.
Как заявили в Союзе, стабильно работают ЗАО «Уралмаш – буровое оборудование» – 134 %, ОАО «Свердловский завод трансформаторов тока» – 132 %, ОАО «Уралбурмаш» – 131 %, филиал компании «Энергомаш» ЮК Лимитед – 129 %.
Большинство предприятий Союза машиностроителей Свердловской области работают прибыльно. Наивысших достижений в этом смысле добились по итогам 2007 года ЗАО «Уралмаш – буровое оборудование», ОАО «Пневмостроймашина», ОАО «Свердловский завод трансформаторов тока», филиал «Энергомаш ЮК Лимитед», ОАО «Уралбурмаш». Убыточными по итогам года стали шесть организаций. В их числе – ОАО «Уралмашзавод» и ООО «Уральский дизель-моторный завод».
В целом объем прибыли на предприятиях Союза составил 1,3 млрд. руб. На инвестиции в основной капитал по итогам трех кварталов направлено 680 млн. руб.
Наибольшие инвестиции в машиностроении Свердловской области, по данным областного правительства, освоил Уралвагонзавод. Объем инвестиций предприятия для технического и технологического перевооружения и реконструкции составил в прошлом году 1,5 млрд. руб. – из общей суммы 93,86 млрд. руб., освоение которых курируется правительством Свердловской области в рамках Схемы развития и размещения производительных сил до 2015 года. На предприятии также реализуется пилотный проект масштабной модернизации, который проходит по схеме прямого индивидуального финансирования Чешским экспортным банком. Соглашение на поставку оборудования между компанией «Алта» и УВЗ было подписано в 2005 году в объеме 300 млн. евро, а в апреле 2007 года было принято решение об увеличении этой суммы до 1 млрд. евро.
Говоря об УВЗ, нельзя не упомянуть о важном событии, касающемся этого предприятия. 31 марта текущего года состоялась государственная регистрация ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» им. Ф. Э. Дзержинского». Таким образом, одно из крупнейших уральских машиностроительных предприятий сменило свой юридический и правовой статус. 100 % корпорации принадлежат государству.
В Челябинской области рост машиностроения отмечается уже третий год подряд. По словам губернатора области Петра Сумина, в 2007 году он достиг 17 %. Производство грузовых автомобилей увеличилось более чем в 1,5 раза.
Автомобильный завод «Урал» группы «ГАЗ» (г. Миасс, Челябинская область) уверенно удерживает лидерство на рынке полноприводных грузовиков России. Основной целью предприятия в области качества на 2008 год является закрепление доли реализации полноприводной автотехники на отечественном рынке. «2008 год объявлен на заводе годом качества. И основными целями, стоящими перед предприятием, являются сохранение лидирующей позиции на рынке полноприводных грузовых автомобилей в России, освоение сегментов рынка дорожных грузовиков, улучшение сервисного обслуживания на территории страны», – говорит генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман.
Об успешной работе автомобилестроителей говорит хотя бы тот факт, что в этом году ОАО «Газпром», сотрудничающий с автозаводом с 2004 года, намерен увеличить объем закупок его автомобилей. Огромный интерес представителей Газпрома вызывает полноприводная новинка автозавода – автомобиль «Урал-4320-48» (колесная формула 6х6), серийное производство которого начнется в текущем году.
Первый вице-губернатор Челябинской области Владимир Дятлов на примере АЗ «Урал» отмечает, что инвестиции в машиностроение Южного Урала растут, что позволит предприятию к 2010 году превзойти показатели советских времен.
На юге Тюменской области разработана стратегия инвестиционного развития машиностроительного комплекса региона до 2020 года. Разработкой стратегии по заказу департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области занималась консалтинговая фирма «Прэфиш».
Главной целью стратегии является формирование перечня инвестиционных проектов‚ реализация которых приведет к созданию новых предприятий.
Сильными сторонами региона после проведения анализа признано его выгодное географическое положение‚ а именно – близость к емким внутренним рынкам сбыта и к сырьевым запасам. К благоприятным факторам для развития машиностроения относятся также высокий уровень развития инфраструктуры (главная федеральная трасса‚ наличие речного пути, авиасообщения), высокая политическая стабильность‚ положительный имидж юга Тюменской области.
Сейчас машиностроение в Тюменской области можно разделить на 10 подгрупп‚ среди них лидирует нефтегазовое машиностроение‚ следом идет энергетическое и транспортное. По мнению генерального директора фирмы-разработчика стратегии Сергея Шатохина‚ машиностроение в регионе развивается в несколько раз быстрее‚ чем машиностроительный комплекс России в целом. Так, Тюменский аккумуляторный завод покрывает 20 % всех потребностей в РФ.
Машиностроители наращивают объемы производства
В январе-марте 2008 года рост производства машин и оборудования в России составил 116,4 % к аналогичному периоду прошлого года. Опережающими темпами развивалось производство механического оборудования (126 %). Произошел рост производства машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства – 118 %. Производство плугов тракторных увеличилось в 1,8 раза, сеялок тракторных – в 1,7 раза, комбайнов кормоуборочных – в 1,6 раза, косилок тракторных – в 1,6 раза, культиваторов тракторных – на 38,5 %, комбайнов зерноуборочных – на 33,8 %.
Производство тракторов в первом квартале 2008 года составило 4,7 тыс.шт. (175,7 % к январю-марту 2007 года). Наибольший рост выпуска тракторов обеспечили ООО «Челябинский тракторный завод «Уралтрак», ОАО «Волгоградский тракторный завод», ОАО «ПО «Елабужский автомобильный завод».
Увеличилось производство станков (114,4 % к январю-марту 2007 года). Выросли объемы производства прочих машин и оборудования специального назначения, в том числе экскаваторов (154 %), машин шахтных погрузочных (172 %), автогрейдеров (130 %) и т. д.
Рост производства транспортных средств и оборудования в январе-марте 2008 года составил 114,4 %. При этом производство прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям возросло на 35,5 %, автомобилей-фургонов и автоцистерн специализированных – на 20,3 %, легковых автомобилей – на 14,4 %, машин для городского коммунального хозяйства – на 7,4 %, грузовых автомобилей – на 2 %.
Рост производства во многом обусловлен интенсивным развертыванием сборочных производств в автомобилестроении, увеличением заказов на машиностроительную продукцию в рамках реализации национальных проектов, а также ростом поставок на экспорт некоторых видов машиностроительной продукции. В то же время сократилось производство автобусов (на 9,7 %).
В оборонно-промышленном комплексе рост промышленного производства за первый квартал 2008 года составил 102,2 % к соответствующему периоду 2007 года. Производство гражданской продукции увеличилось на 12,8 %. Доля продукции гражданского назначения составила 47,1 % от общего объема производства промышленной продукции ОПК.
Рост производства продукции гражданского назначения обеспечили несколько российских предприятий, в том числе ОАО «Пермский моторный завод» и ОАО «Пермские моторы».
Существенный рост производства гражданской продукции достигнут на ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» им. Дзержинского». Здесь также возросло производство грузовых магистральных вагонов. За январь-март 2008 года на предприятии выпущено более 4.100 вагонов, 570 цистерн, 130 экскаваторов.
На ОАО «Курганмашзавод» увеличилось производство продукции черной металлургии (на 18,3 %).
В радиоэлектронном комплексе производство гражданской продукции увеличилось на 19,7 %, в том числе в электронной промышленности – на 17,5 %, радиопромышленности – на 16,4 %, в промышленности средств связи – на 30,3 %. В числе предприятий, обеспечивших существенный рост производства продукции гражданского назначения в радиопромышленности – ОАО «Челябинский радиозавод «Полет». В промышленности средств связи рост производства продукции гражданского назначения достигнут на ОАО Пермский телефонный завод «Телта».
Четыре нацпроекта не обойдутся без пятого
В марте этого года в Москве на базе корпорации РКК «Энергия» прошло совместное совещание экспертного Совета по проблемам законодательного обеспечения развития отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК) при председателе Совета Федерации и Национальной технологической палаты на тему «О совершенствовании правовых механизмов инновационного развития отечественного машиностроения». На совещании впервые был поднят вопрос о необходимости создания нового, пятого, приоритета в деятельности государства. Таким приоритетом, по мнению инициаторов, должны стать реструктуризация и инновационное развитие отечественного машиностроения.
С учетом того, что машиностроение всегда играло ведущую роль в экономике страны (поскольку без его продукции не обходится ни одна другая отрасль российской экономики), президент Национальной технологической палаты Иван Силаев говорил о необходимости немедленного проведения реструктуризации и инновационного развития отечественного машиностроения.
«Существующие сегодня известные четыре национальных приоритета не могут быть реализованы в полной мере без машин, оборудования, приборов, – всего того, что является продукцией машиностроительной отрасли», – подчеркнул Иван Силаев.
По его словам, технологическая Палата готова представить необходимую программу в ближайшие месяцы: «Мы готовы сделать все, чтобы пятый приоритет занял свое решающее место в программе развития нашего Отечества». Как сообщил президент Национальной технологической палаты, для этого есть необходимые опыт, знания и желание. Существует также полная поддержка со стороны Совета Федерации для разработки серьезной широкомасштабной программы и ее реализации с целью реструктуризации и инновационного развития отечественного машиностроения.