На час сорок минут опоздал на открытие Второго съезда Союза машиностроителей России первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Забавно было наблюдать, как почти 250 участников форума (помимо собственно руководителей машзаводов представители администрации президента, правительства РФ, Госдумы и Совета Федерации, ученые РАН), собравшихся в Ижевске 19 февраля, не решались открыть мероприятие без главного приглашенного лица. И не зря: как оказалось, все доклады выступающих были обращены именно к нему. Терпеливо ждал и 88−летний великий конструктор-оружейник дважды Герой социалистического труда Михаил Калашников.
Металл грызем и будем грызть
Стоминутное опоздание на встречу с машиностроителями высокого представителя власти во многом символично. Государство в силу острой необходимости наконец-то решилось активно поддержать отечественный машиностроительный комплекс — но с большой задержкой. Объявленная президентом Владимиром Путиным задача перевода экономики страны на инновационную модель и повышения к 2020 году общей производительности труда в четыре раза потребовала развития производства средств производства опережающими темпами. По оценкам машиностроителей, для реализации этой задачи они должны поднять производительность труда в отрасли минимум в семь раз.
Но пока от машиностроения чудес ждать не приходится: конкурентоспособную на мировых рынках продукцию на тридцатилетнем оборудовании сделать сложно; износ основных фондов на большинстве машзаводов составляет 70 — 80%. Единственная «дорога жизни» — проведение масштабной модернизации. Такая модель не имеет ничего общего с поэтапной заменой старых станков на новые. Она предусматривает переход на принципиально новые технологии, во-первых, в разы сокращающие число занятых работников, количество операций и используемые площади, во-вторых, значительно повышающие качество продукции и увеличивающие возможности для создания новых образцов. «Радикальное изменение технологии в машиностроении может нам дать очень многое, — поясняет гендиректор Ижевского машиностроительного завода Владимир Гродецкий. — Так, у нас работают талантливые конструкторы, но каждый раз мы их загоняем в прокрустово ложе имеющихся технологий. Конструктор нарисовал сложную деталь, а технологи ему говорят: где мы ее тебе сделаем? Вот фрезерные, токарные, шлифовальные станки — думай. В результате вместо одной сложной детали делается узел, состоящий из нескольких простых. Или инженер предлагает использовать такой-то материал. Но у нас сегодня нет инструмента, обрабатывающего его в нужных режимах. Поэтому мы инженеру отвечаем, мол, не фантазируй. А новая технология позволяет его не ограничивать».
Масштабная модернизация машиностроительных производств в нашем регионе проводится лишь в единичных случаях. В основном это крупные предприятия ОПК, занятые выполнением экспортных контрактов и серьезных заказов со стороны госхолдингов: Уралвагонзавод, Ижмаш.
Даже машиностроителям, ориентированным на обслуживание сверхприбыльного ТЭК, денег на серьезную модернизацию не хватает. «Наше предприятие стало направлять полученную прибыль на закупку станочного оборудования, ввод в эксплуатацию новых зданий и сооружений с 2000 года, когда поднялся спрос на нашу продукцию, — рассказывает заместитель гендиректора по экономике Ижнефтемаша Игорь Преображенский. — Но полностью сменить технологию производства — серьезная проблема. Грубо говоря, мы металл грызем и будем грызть: срок годности нашего оборудования достаточно велик, это позволит эксплуатировать его еще долго. Но в технологическом плане мы отстаем. Наше предприятие не прибегает к банковским кредитам из-за очень высоких процентов. Иначе нам пришлось бы закладывать эти кредиты в цену продукции: не из прибыли же их гасить. В итоге мы начали бы проигрывать на тендерах компаниям-конкурентам». Ижнефтемаш реализует сегодня несколько инвестиционных проектов освоения производства оборудования для добычи трудноизвлекаемой нефти: приводных трубных ключей, цементировочных агрегатов, буровых насосов и др. Но их стоимость ограничена несколькими десятками миллионов рублей, а срок окупаемости рассчитан максимум на три года. Крупные и долгосрочные проекты развития большинству машзаводов недоступны.
Выступивший на съезде президент группы АвтоВАЗ, первый заместитель председателя Союза машиностроителей России Борис Алешин заявил: предприятиям необходим программный документ, определяющий промышленную политику страны на средне— и долгосрочную перспективу. По его словам, «он призван заложить основной тренд — инновационное развитие промышленности с четко заданными экономическими параметрами, установить ответственность государства и бизнеса за определенные направления, описать правила их взаимодействия, обозначить меры государственной поддержки машиностроительных компаний. При этом он не должен превратиться в очередную федеральную целевую программу с запросными финансовыми позициями».
Машиностроители уже не просят от государства прямых дотаций. Они добиваются косвенной поддержки при проведении модернизации в виде налоговых льгот, отмены таможенных пошлин на ввозимое оборудование, компенсации части процентной ставки и лизинговых платежей. Отчасти это нашло понимание у Дмитрия Медведева: «Задача сегодняшнего дня заключается в том, чтобы сформировать окончательный план работы на ближайшие 10 — 12 лет. План, поддержанный государством, будет неукоснительно реализовываться. Замена технологий должна проводиться на рыночных принципах, но и при наличии внушительного государственного заказа, на который мы сегодня способны. И на основе ряда мер поддержки, таких как субсидирование кредитной ставки на конкурсных условиях».
Для проведения модернизации машиностроительных производств, по мнению первого вице-премьера, необходимо использовать в полном объеме институты развития. Представитель одного из них, председатель госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» Владимир Дмитриев заявил: «Наш банк прошел этап организационного становления и в полной мере приступил к реализации приоритетных для нас направлений. В их числе — машиностроение. В целом по российской банковской системе доля кредитов, выданных на срок свыше трех лет, составляет порядка 20%. У нашего банка этот показатель близок к 70%. Мы уже кредитуем длинные по срокам окупаемости проекты таких передовых предприятий машиностроения, как КамАЗ, АвтоВАЗ, ГАЗ, компания “Сухой”, Объединенная судостроительная и Объединенная авиационная корпорации. Мы также готовы вкладываться на начальных этапах формирования наукоградов и научно-производственных кластеров. Это жилищная, коммунальная, образовательная инфраструктура — все, что создает условия для привлечения частных инвестиций в приоритетные отрасли, связанные с машиностроением».
Не потеряла актуальности и такая форма господдержки, как особые экономические зоны. В частности, ижевские оружейники и лично президент Удмуртии Александр Волков активно лоббируют идею создания особой экономической зоны по разработке и производству стрелкового оружия. Предложение Медведев поддержал: «Если вы считаете, что у таких зон есть экономический потенциал, и система преференций, которые будут даваться, в этом случае сработает, то эту идею мы можем рассмотреть на правительстве».
Требуется тройной спец
Как показывает первый опыт, проведение масштабной модернизации машзаводов заставляет параллельно решать ряд других вопросов. Прежде всего куда трудоустраивать высвобождающихся работников (например, на Ижмаше 402 станка заменили семь обрабатывающих центров, помимо станочников значительно сократилась потребность и в транспортных рабочих) и где готовить специалистов для обслуживания нового оборудования. «Человеку надо дать возможность повысить квалификацию или получить другую специальность. Но сегодня такой возможности нет. То есть даже если он снова пойдет в лицей или университет, он все равно не сможет вернуться и работать на новом оборудовании», — отмечает Владимир Гродецкий.
«Я и мои товарищи пришли на Ижмаш именно на участок с новым оборудованием, — рассказывает наладчик станков с числовым программным управлением Сергей Астраханцев. — Но чтобы работать на нем с полной отдачей, использовать весь его громадный потенциал, необходимо иметь квалификацию, соответствующую сегодняшнему высшему техническому образованию. И это не все. Я получил диплом технического университета по специальности роботы и робототехнические системы, но работа на нашем оборудовании требует глубоких знаний не только программиста высокого уровня, но и специалиста в области металлообработки, а также сервисного обслуживания станков. Но кадры, одновременно владеющие двумя-тремя такими профессиями, не готовит ни один вуз. Поэтому наш завод и другие предприятия вынуждены тратить ресурсы и время на дополнительную подготовку персонала, в том числе за рубежом».
Одним из вариантов решения кадрового вопроса на съезде названо создание сети региональных учебных центров, ориентированных на подготовку рабочих в новом формате и имеющих в своем распоряжении современную методическую и практическую базу. В частности, на базе того же Ижмаша совместно с Ижевским государственным техническим университетом и госкорпорацией «Ростехнологии» предполагается организовать Инновационный образовательный центр в сфере машиностроительных технологий на 1 тыс. обучающихся (стоимость проекта 1 — 1,5 млрд рублей). «ПТУ и техникумы выпускают специалистов не под условия конкретного предприятия, а на основе государственных образовательных стандартов. Машзаводы, в частности Ижмаш, хотел бы готовить специалистов для себя, — отмечает проректор по инновационной работе ИжГТУ Юрий Михайлов. — Кадры без привязки к конкретному предприятию могут готовить вузы федерального значения, а региональные вузы должны ориентироваться на запросы конкретных заводов. Без контактов с предприятиями нам не выжить».
«По поводу создания региональных учебных центров и выпуска специалистов, которые обнимают своими знаниями несколько сфер: абсолютно позитивная вещь, я это всецело поддерживаю», — заявил с трибуны съезда Дмитрий Медведев. Профессиональное техническое образование первый вице-премьер назвал «в чистом виде сферой государственно-частного партнерства». По его словам, «государство должно создать правила игры, привлечь сюда бизнес, а предприятия могли бы участвовать в восстановлении потенциалов начального и среднего профессионального технического образования».
За последние полтора-два десятилетия представители государственной власти неоднократно обещали решить насущные проблемы машиностроителей. Принимались даже соответствующие федеральные законы и целевые программы, в большинстве своем не реализованные.
Но сегодня слабость отечественной машиностроительной базы настолько сдерживает экономический рост государства, что ее преодоление стало вопросом национальной безопасности. А потому уже в этом году поставленная властью задача проведения в машиностроении масштабной модернизации за ближайшее десятилетие, скорее всего, обретет зримые очертания. Прежде всего речь пойдет о косвенном финансовом стимулировании и выстраивании новой системы подготовки кадров.