Теперь пришел и их черед. Весной Volvo Trucks объявила, что вложит 100 млн евро в завод в Калуге, который будет собирать в год 10 000 грузовых автомобилей Volvo и 5000 Renault, и уже начала строить завод. Шведская Scania готова построить в России завод по производству тяжелых грузовиков мощностью 10 000 в год. Заявлял о желании построить здесь завод и Daimler. Думает о такой возможности MAN, имеющий производство в соседней Польше.
Активность производителей грузовиков на первый взгляд может удивлять. Ведь если производителям легковых автомобилей государство предоставляет таможенные льготы на ввоз комплектующих, то у производителей грузовиков такой привилегии нет: постановление о промсборке, дающее право на ввоз комплектующих с пошлиной 0-3% в обмен на постепенную локализацию, действует только для автомобилей с двигателем до 2,8 л.
При разработке постановления о промсборке для легковых автомобилей правительство ставило цель трансформировать импорт автомобилей в производство на территории России и поддержать стратегически значимую отрасль, говорит замдиректора департамента Минэкономразвития Дмитрий Левченков, но производители грузовиков с их небольшими объемами производства не дают такого эффекта масштаба, как легковые автомобили.
В результате производителям грузовиков выгоднее собирать автомобиль полностью из импортных комплектующих, говорит замгендиректора Volvo Trucks Russia Ларс Химмер. За машинокомплекты, из которых можно собрать грузовик, и за готовые автомобили сейчас нужно платить одинаковую пошлину в 5%. Если же часть деталей производитель начнет покупать или выпускать внутри страны, пошлина на ввоз остальных компонентов вырастет до 6-7%. Volvo предлагает российскому правительству изменить условия выпуска грузовиков так, чтобы локализация стала выгодной, говорит Химмер, но строить завод будет в любом случае, поскольку хочет застолбить место на быстро растущем рынке.
По словам представителя Минэкономразвития, готовых проектов постановлений, облегчающих производство иностранных грузовиков в России, сейчас нет и пока этот вопрос в повестке дня министерства не стоит.
Тем не менее руководство Scania тоже уверено в перспективах российского рынка грузовых автомобилей, говорит коммерческий директор «Скания-Россия» Андрей Чурсин, поэтому и решилось на строительство завода. По его оценке, в 2007 г. было продано 18 000-20 000 новых большегрузных автомобилей (от 16 т) европейского производства, из них Scania реализовала более 5000.
Спрос растет
Директор по продажам «Камаза» Ахат Урманов приходом иностранных производителей не удивлен. Рынок уже несколько лет растет на 20-25% в год, говорит он, и будет расти такими же темпами еще как минимум два-три года. По данным агентства Abarus Market Research, общий объем рынка грузовиков в России (включая легкие коммерческие) составил 327 600 шт., увеличившись по сравнению с 2006 г. на 26%. В последующие годы рост замедлится, но не прекратится: Abarus прогнозирует, что в этом году рынок вырастет на 21,4%, в 2009 г. — на 17,3%, в 2010 г. — на 14%.
Через несколько лет российский рынок грузовых автомобилей будет третьим в Европе после Германии и Англии, обещает Урманов. А Abarus со ссылкой на данные General Motors отмечает, что в 2008 г. он может стать вторым в Европе, а сейчас в России уже продается больше автомобилей, чем в Бразилии и Индии.
В высоких темпах роста рынка нет ничего удивительного, говорит руководитель направления машиностроения и транспорта A. T. Kearney Евгений Богданов, ведь спрос на транспортные услуги растет, что связано с общим ростом экономики, который влечет за собой увеличение перевозок автомобильным транспортом. С ним соглашается Урманов: спрос увеличивается за счет роста жилого, транспортного и промышленного строительства, перевозок в розничном секторе, развития сельского хозяйства.
По данным Росстата, рынок жилищного строительства в 2007 г. вырос до 2,824 трлн руб. (+22,4%). Еще быстрее строились дороги: рынок транспортного строительства в прошлом году вырос на 40% и будет расти дальше, считает замгендиректора проектно-строительной компании «Трансстрой» Александр Миллерман. По его оценке, в 2007 г. общий объем строительства на этом рынке составил 770 млрд руб., а к 2008 г. может превысить 1 трлн руб. Спрос на грузовые автомобили подогревает также рост промышленного (6,3%) и сельскохозяйственного (2,5% в январе — ноябре) производства.
Производители не успевают
А вот производство грузовиков за ростом рынка не успевает, говорят эксперты. По данным Abarus, 27% проданных автомобилей (88 000) было ввезено из-за границы. По сравнению с 2006 г. и количество, и рыночная доля импортных грузовиков были меньше — тогда 55 000 ввезенных грузовиков заняли 21% рынка.
«АСМ-холдинг» посчитал, что выпуск грузовиков в России вырос за прошлый год лишь на 16% — с 248 766 до 288 521 (с учетом LCV — легких коммерческих автомобилей). Основной объем пришелся именно на LCV: их, по данным «АСМ-холдинга», было выпущено почти 175 000, т. е. средне- и крупнотоннажных грузовиков произведено около 115 000 шт.
Грузовики-иномарки уже производятся в России, но пока в незначительных количествах. «АСМ-холдинг» оценил, что в 2007 г. выпущено 16 164 грузовика-иномарки (рост на 79,1%). Но пока это в основном легкая коммерческая техника, в первую очередь Hyundai Porter, ТагАЗ выпустил в прошлом году 10 469 автомобилей. Средних и тяжелых грузовиков, по оценке АСМ, было выпущено только 4290 — это Isuzu (проект «Северсталь-авто», 2604 шт.), грузовики Tata (завод «Амур» в Свердловской обл., 616 шт.), Volvo (сборочный проект компании в Зеленограде, 492 шт.), Iveco и Hyundai.
Тяжеловесы из России
Крупнейшие иностранные концерны, заявившие о своих планах выпуска грузовиков в России, будут выпускать тяжелую технику (от 12-14 т). Российский рынок тяжелых грузовиков растет быстрее, чем могут наращивать свое производство основные отечественные игроки, отмечается в исследовании Abarus.
Маркетологи «Камаза» оценивают весь рынок тяжелых грузовиков в 2007 г. в 123 000 (грузовики от 14 т). По сравнению с 2006 г. рынок вырос на 29,5% и будет расти дальше. По прогнозу Урманова, за 2008-2012 гг. рынок вырастет в полтора раза. В следующие два года он потребует по 15 000-17 000 грузовиков дополнительно, рост замедлится лишь в 2011-2012 гг., когда нужно будет только на 8000-9000 грузовиков больше, чем годом ранее. Взрывной рост, по его словам, связан с сильным износом грузового автопарка — перевозчики обновляют свои машины.
Сам «Камаз» в 2007 г. продал в России 38 000 автомобилей (30,9% рынка). А больше половины тяжелых грузовиков было ввезено из-за границы — это 68 380 автомобилей (55,6%). Впрочем, 12 420 из них приехали из соседней Белоруссии — МАЗ занял 10,1%.
Доля «Камаза» могла быть и больше — по оценке Урманова, если бы у «Камаза» хватило производственных мощностей, он смог бы выпустить и продавать процентов на 10 больше. Часть этих автомобилей пошла бы на замещение импорта китайских грузовиков, признает он.
Впрочем, «Камаз», МАЗ и китайская техника с новыми и подержанными европейскими грузовиками почти не пересекаются, поскольку относятся к разным ценовым категориям. Например, седельный тягач «Камаз-65116» стоит $67 000-72 000, аналогичный китайский тягач Howo — $73 000. К их классу относится и МАЗ — тягач стоит у российских дилеров от $78 000. Аналогичный седельный тягач Iveco (с более мощным двигателем) стоит уже больше $150 000. Сравнивать отечественную и импортную технику некорректно, говорит менеджер по продажам питерского дилера Iveco IV-Parnas Александр Боровицкий, высокая цена европейских грузовиков объясняется длительным сроком службы, экономичным расходом топлива, высоким комфортом и проч.
В этом сегменте борьба развернется между автомобилями европейских брендов, которые сейчас ввозятся в больших количествах. По итогам продаж за восемь месяцев прошлого года, которые приводит «Авторевю», в первую пятерку самых популярных в России иностранных брендов (без учета «МАЗа») входят Volvo (5293 новых и подержанных автомобиля), MAN (4549), Scania (3842), Mercedes (2896) и Freightliner (продаются только подержанные грузовики — 2763). От общего числа ввезенных грузовиков около 40%, по оценкам ФТС, — подержанные. Данные «Авторевю» за восемь месяцев показывают, что подержанной техники ввозится около 46%. Причем 16,6% (6580) от общего числа ввезенных за это время автомобилей — недорогие китайские, конкурирующие в основном с «Камазом».
Следующие три года станут очень удобным временем для прихода на рынок новых производителей, считает Урманов, они найдут себе место не только за счет роста рынка, но и за счет замещения импорта. При дешевизне энергоресурсов и рабочей силы в России европейцам выгодно увеличивать свои производственные мощности в России, говорит он. По его словам, завод имеет смысл строить при объеме от 5000-7000 автомобилей в год, а при выпуске 10 000-15 000 он окупится достаточно быстро.