Справочник :: Сергей Истомин: «Настало время эффективных преобразований в машиностроении»
Справочник
Сергей Истомин: «Настало время эффективных преобразований в машиностроении»
– Сергей Станиславович, назовите наиболее актуальные на сегодняшний день для машиностроения проблемы.
– Машиностроение — крайне широкая и многогранная отрасль промышленности. Начиная от простейшей металлообработки до создания высокотехнологичных машин и оборудования со сложнейшими электронными системами. Как и любая другая сфера российской экономики, она включает в себя как всемирно известных лидеров производства, обслуживающих, как правило, предприятия «естественных» монополий, так и нуждающихся в поддержке производителей продукции с относительно невысокими потребительскими свойствами. Наиболее сложная ситуация сегодня складывается в станкостроении, тракторном и сельскохозяйственном секторе машиностроения, где, работая на грани рентабельности, они конкурируют за счет соотношения цены и качества выпускаемой продукции.
Проблемы машиностроителей знакомы всем руководителям данной отрасли, об этом сейчас только ленивый не пишет. Это изношенность фондов, недостаток оборотных и инвестиционных средств, недостаток квалифицированных кадров, устаревшие технологии как в производстве, так и в управлении, и еще много чего можно перечислять. Действующее таможенное и налоговое законодательство давно является проблемной зоной для работы представителей нашей отрасли с зарубежными партнерами. На возврат только одного НДС уходит более полугода, а это в основном кредитные деньги, за которые все это время предприятия платят проценты банку. В связи с этой проблемой многие предприятия вынуждены устанавливать лимит экспорта, искать заказы внутри страны, что сдерживает выход наших предприятий на внешний рынок. Здесь машиностроителям-экспортерам нужны льготы для увеличения экспортных поставок, что в значительной мере может увеличить денежный поток из-за рубежа. Это, в свою очередь, даст хороший толчок в развитии новых технологий и конкурентоспособности нашей продукции за рубежом. Также нам нужны сильные кооперационные связи, поддерживаемые государством, некогда утраченные во время развала СССР.
Участники прошедших в 2006 и 2007 годах съездов партии «Единой России» уже открыто заявили о необходимости государственного регулирования таких экономических процессов. Однако эта работа находится еще на начальном этапе, и нам предстоит сделать многое, чтобы вернуть нашему государству его промышленную самодостаточность. По статистике, на сегодняшний день машиностроение обеспечивает лишь 20% государственного ВВП. В Польше, например, этот показатель равен 27%, Китае — 45%, а Германии — 53%. Для удвоения объемов производства в отрасли необходимо создать условия для быстрого технического перевооружения входящих в нее предприятий. Сделать это может лишь государство в лице госкорпораций. Одна из них — «Ростехнологии», создана по инициативе Владимира Путина в этом году.
– Какие задачи ставит перед собой Союз на местах, и каким образом его региональные отделения будут участвовать в решении перечисленных проблем?
– Прежде всего, мы намерены превратить разрозненных сегодня представителей отрасли в общность с едиными задачами, планами и ресурсами. Мы не хотим допускать ошибки других отраслевых союзов, которые зачастую проводят совещания для «галочки», принимают новых членов для поборов с них взносов. Не секрет, что многие промышленники не ждут от этих организаций сколь-либо значимой помощи и покидают серые, пустые и никому не нужные совещания еще до их завершения. Такая деятельность не отвечает требованиям времени, задачам промышленно-экономической политики, проводимой в жизнь Президентом РФ Владимиром Путиным и Президентом нашего Союза, главой «Ростехнологий» Сергеем Чемезовым.
ОООР «Союз машиностроителей России» видит другой путь. Административными и «мозговыми» центрами его региональных отделений станут Советы, в которые должны войти наиболее авторитетные руководители ведущих предприятий. Они будут изучать и обобщать проблемы коллег по отрасли, предлагать пути их решения как на местном, так и на федеральном уровнях. Данные структуры станут эффективным инструментом лоббирования интересов участников Союза во всех уровнях власти и налаживания кооперационных связей с другими субъектами Федерации.
Личная заинтересованность членов регионального отделения в работе, их инициативность позволят сформировать общее мнение машиностроителей Свердловской области о состоянии отрасли и внести коррективы в реализуемую государством промышленную политику. Не секрет, что понимание проблемы является первым шагом на пути к ее решению.
Одной из наших приоритетных задач станет также обмен опытом с другими региональными отделениями Союза, где его можно использовать для решения собственных проблем.
Важнейшими задачами Союза являются лоббирование интересов его членов в получении заказов от ВПК страны, привлечение их к Федеральным целевым программам, реализации государственных проектов, таких как «Урал промышленный – Урал Полярный», обеспечение отечественной машиностроительной продукцией предприятий ТЭК России. Наши чиновники временами забывают о патриотизме и необходимости поддержки отечественных производителей.
– Как будет строиться работа регионального отделения Союза, и какие проекты Вы намерены предложить его членам?
– Рабочее время директоров промышленных предприятий расписано по минутам, и им нет времени отвлекаться на обсуждение банальных и неактуальных для производственной деятельности вопросов. Мы должны подготовить ряд конкретных предложений, направленных на решение задач, стоящих перед руководителями машиностроительных структур.
Так, в Свердловской области, в числе других субъектов РФ, объявлен конкурс проектов по развитию машиностроительного комплекса. Уже разработана методология оценки данных работ. Их значимость и актуальность для российской экономики будет оценивать специально созданный при Союзе научно-технический совет. Региональному отделению нужно донести до каждого промышленника условия этого конкурса. Ведь по самым интересным проектам будут предлагаться схемы финансирования и их реализации.
Не за горами создание интернет-площадки для региональных предприятий. Мы не обойдем вниманием и выставочную деятельность — на многих отечественных и зарубежных выставках должны быть представлены стенды с достижениями уральцев.
Совет регионального отделения будет утверждать план и сроки, в рамках которых должна быть решена та или иная задача, назначать ответственных за претворение в жизнь проектов и рассматривать отчеты об их исполнении.
– Отраслевые союзы действуют за счет взносов их участников. Кто и каким образом будет контролировать эффективность расходования данных средств?
– Все финансовые планы будут приниматься не отдельными людьми, а Советом. Бюджет регионального отделения должен формироваться и исполняться максимально эффективно, способствуя продвижению как всей отрасли в регионе, так и отдельных входящих в нее предприятий. Это гарантирует открытость бюджета и расходование его в интересах всех членов Союза.
– Как региональное отделение намерено взаимодействовать с властями Свердловской области?
– Губернатор и Правительство Свердловской области очень много сделали и делают для развития машиностроительного комплекса региона. Ими был разработан план дальнейших действий в основополагающем документе — региональной «Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области до 2015 года». Региональное отделение Союза готово принять самое активное участие в ее претворении в жизнь, привлекая для этого свои ресурсы и возможности уже на федеральном уровне.
– Губернатор Свердловской области Эдуард Россель и его команда делают в своей работе акцент на обеспечение социальной стабильности в регионе и на работающих в нем предприятиях. В какой мере региональное отделение сможет подключиться к решению этой задачи?
– Времена забастовок и других волнений в трудовых коллективах, к счастью, уходят в прошлое. Однако социальный аспект в развитии промышленности будет всегда актуален. Представителям регионального отделения Союза необходимо войти в состав областной трехсторонней комиссии. Совместно с профсоюзами и органами власти от лица работодателей они будут принимать активное участие в решении возникающих конфликтов и споров, прилагать усилия по предотвращению новых очагов напряженности. В ряде случаев Союз может самостоятельно выступать посредником между администрацией предприятия и действующим на нем профсоюзом.
– Сколько Вам потребуется времени для создания работоспособной структуры и реализации всех намеченных планов?
– Региональное отделение ждет большая, серьезная работа, у нас нет времени на раскачку. Президент ОООР «Союз машиностроителей России», генеральный директор «Ростехнологий» Сергей Чемезов ставит перед нами конкретные цели, для решения которых мы должны приложить все усилия.