Справочник :: Как возродить российское машиностроение?
Справочник
Как возродить российское машиностроение?
Отсутствие продуманной стратегии переходного периода к рыночным отношениям в процессе реформ 90-х годов прошлого столетия привели к тому, что образовавшийся в результате приватизации государственной собственности частный капитал устремился, в основном, в добывающие отрасли промышленности, обеспечивающие получение максимально ликвидной продукции, а, следовательно, наиболее доходные.
В результате приватизированные предприятия обрабатывающих отраслей промышленности и, в частности, основной ее отрасли — машиностроения, не имея практического опыта деятельности в условиях рынка, оказавшись перед необходимостью самофинансирования при наличии неразвитой финансово-кредитной системы, либо обанкротились, либо действуют практически в режиме выживания. Одна из причин такого положения еще действующих предприятий машиностроительного комплекса — это то, что большинство из них до сих пор имеют структуру производства и используют технологии, внедренные еще в советский период и рассчитанные на деятельность в условиях плановой экономики. Кроме того, происходит обесценивание капитала в структуре финансовых балансов предприятий (т. н. «спазм ликвидности»), что в свою очередь определяет их низкую кредитную и инвестиционную привлекательность.
В России сегодня доля машиностроения в общем выпуске производственной продукции составляет около 20 %. В то же время объем машиностроения и металлообработки в экономически развитых странах (США, Германия, Япония) составляет от 36 до 45 %. Это обеспечивает возможность перевооружения промышленности каждые 7 – 10 лет.
Сегодня благоприятная конъюнктура мирового рынка, в частности, высокие цены на нефть и газ, позволили значительно улучшить макроэкономическую ситуацию — расплатиться с внешним долгом, снизить инфляцию, создать значительный Стабилизационный фонд, накопить впечатляющие золото-валютные резервы и тем самым добиться определенной экономической и политической стабильности.
В этой связи вполне обоснованным и своевременным представляется принятый руководством страны курс на создание конкурентоспособной, динамичной, диверсифицированной и инновационной экономики России на базе обрабатывающих отраслей промышленности и, в частности, на базе ускоренного развития машиностроительного комплекса.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В МАШИНОСТРОЕНИИ
1. Наличие избыточных производственных мощностей, как правило, с морально устаревшей конфигурацией и архитектурой производственных зданий (излишние габариты, высокая энергоемкость, низкая ремонтопригодность и т. п.) и, соответственно, крайне высокие издержки на их содержание.
2. Морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей (промышленные коммуникации, внутризаводская транспортная и складская система (внутренняя логистика), экологическая безопасность, санитарные нормы и требования (охрана труда), техника безопасности и т. п.).
3. Морально устаревшая система управления предприятием.
4. Слаборазвитая система производственной кооперации (промышленный субконтрактинг), особенно в форме малого и среднего бизнеса.
5. Критический моральный и физический износ оборудования и технологий.
6. Отток квалифицированных кадров.
7. Слаборазвитая система менеджмента качества (несоответствие международным стандартам качества, включая систему контроля, техническое регулирование, культуру производства).
8. Дефицит денежных ресурсов (низкая кредитная и инвестиционная привлекательность предприятий) для реализации программ стратегических преобразований, в том числе: внедрение передовых управленческих и организационно-технических решений, модернизация производственной инфраструктуры, подготовка и привлечение квалифицированных кадров, разработка и освоение новых конкурентоспособных видов продукции и услуг.
9. Недостаток опыта и ресурсов для формирования эффективной маркетинговой (сбытовой) политики, особенно на рынке наукоемкой продукции.
10. Недостаточно развитая (вплоть до полного отсутствия) система сервиса и технической поддержки выпускаемой продукции в течение всего жизненного цикла изделия.
11. Реальная угроза несанкционированных действий со стороны третьих лиц: инициация банкротства, рейдерство, дискредитация на рынке и в обществе и т.п.
12. Неравные условия конкуренции на рынке с зарубежными производителями аналогичной продукции (как следствие изложенных выше проблем).
Из «Концепции развития российского машиностроения и других видов наукоемких производств»
Основное условие решения этих проблем — формирование эффективной промышленной политики как неотъемлемой части экономической политики государства. Эта политика должна быть направлена на интеграцию российского машиностроения в мировое экономическое пространство с достижением паритета с ведущими производителями наукоемкой, высокотехнологичной продукции на мировом рынке, в том числе с учетом сложившегося международного разделения труда.
Вполне понятно, что задачи подобного масштаба в одночасье не решаются. Необходима разработка четкой концепции развития машиностроительного комплекса в рамках диверсификации экономики с рассмотрением возможности придания этой концепции в процессе ее детализации статуса национальной программы.
Сегодня основные стартовые площадки инновационного роста промышленности сосредоточены в оборонно-промышленном комплексе страны. Именно поэтому ОПК уже сделал существенные шаги в своем развитии: имеется в виду создание авиационного и судостроительного холдингов, в стадии завершения находится создание госкорпорации «Ростехнологии», которая будет объединять предприятия как ОПК, так и гражданские. Такое объединение вполне логично: ускоренное развитие оборонных отраслей промышленности на практике придает мощный импульс и развитию гражданских отраслей. Ведь в процессе научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок продукции оборонного назначения подчас получаются результаты, которые с успехом используются и в гражданском машиностроении.
С другой стороны, предприятия гражданского комплекса (включая малые и средние предприятия) в состоянии успешно выполнять заказы на производство отдельных видов продукции (некоторых комплектующих, запчастей и т. п.), необходимых оборонным предприятиям, высвобождая тем самым для них дополнительные производственные мощности.
В этой связи представляется, что при разработке упомянутой концепции развития машиностроительного комплекса необходимо учитывать взаимосвязь и взаимные интересы как оборонных, так и гражданских отраслей обрабатывающей промышленности.
Рассматривая проблему диверсификации экономики, нельзя не затронуть и социальный аспект предстоящих преобразований. К сожалению, перекосы в структуре экономики, явившиеся результатом реформ начала 90-х годов прошлого столетия, не смогли не сказаться и на социальной сфере. Развал обрабатывающих отраслей промышленности привел к значительному сокращению рабочих мест, явной и скрытой безработице, невыплате зарплат, обнищанию большого числа граждан страны, огромной дифференциации доходов богатых и бедных слоев населения.
В то же время диверсификация экономики страны, подъем обрабатывающих отраслей промышленности и, в частности, машиностроительного комплекса — задача стратегическая, масштабная, которая требует мобилизации усилий и государства, и частного бизнеса, и всего общества.
Именно поэтому сегодня требуется активная разъяснительная работа о предстоящих преобразованиях в экономике, а, главное — что эти преобразования дадут в конечном счете конкретному человеку. (Ведь мы, наверное, помним, к каким последствиям привела пресловутая «монетизация льгот», которую «вывалили» людям, как ушат холодной воды на голову, без предварительной адекватной информационной подготовки).
Представляется, что эта работа должна вестись не только через СМИ, но также с использованием возможностей общественных организаций (профсоюзов, политических партий, союзов работодателей, иных общественных объединений). В частности, необходимо активизировать деятельность такого института социальной политики, как социальное партнерство.
Социальное партнерство — инструмент, с одной стороны, достижения общественного согласия, с другой — оптимизации политико-административного управления, использование которого утверждает основы истиной демократии, взаимной ответственности власти, бизнеса и общественности за развитие страны.
Первые шаги в активизации института социального партнерства уже предпринимаются. 27 апреля с. г. состоялся IV внеочередной съезд «Союза работодателей машиностроения России», на котором был принят новый Устав, максимально отвечающий задачам предстоящего реформирования машиностроительной отрасли, избраны новые руководящие органы. Одновременно Союз был переименован в Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз машиностроителей России».
В новом Уставе в качестве основных целей деятельности Союза выделено: «объединение усилий работодателей по созданию и эффективному функционированию системы социального партнерства, участию в проведении переговоров, подготовке, заключении и исполнении соглашений, коллективных договоров с профсоюзами, а также координация действий работодателей по реализации обязательств, принимаемых по этим соглашениям и договорам», а также участие в создании «конкурентоспособной, динамичной, диверсифицированной и инновационной экономики России на базе отечественного машиностроительного комплекса».
Исходя из вышеизложенного понимания происходящих изменений в социально-экономической сфере, Союз приступил к разработке «Концепции развития российского машиностроения и других видов наукоемких производств». Уже первые шаги в разработке «Концепции» показывают, что ряд проблем развития машиностроительного комплекса имеет дискуссионный характер, выявляет подчас прямо противоположные мнения о путях и возможностях их решения.
Союз хотел бы пригласить к обсуждению проблем машиностроения в журнале «Регионы России», его электронной версии GOSRF.RU и на Интернет-сайте Союза WWW.SRMR.RU всех заинтересованных лиц, занятых в сфере машиностроительного комплекса и имеющих отношение как к теории, так и к практике машиностроения.
Леонид КУРШАКОВ,
Вадим МИРОНЕНКО,
члены Бюро Правления
Общероссийского отраслевого объединения работодателей
«Союз машиностроителей России»