Вы всерьез считаете, что мощь германской экономики определяют транснациональные гиганты вроде Siemens, Bosch или Volkswagen? Ошибаетесь: основа основ, главный плательщик налогов — мелкий и средний бизнес, традиционный производитель качественных товаров, поставщик комплектующих для бизнеса «большого». Предприятий средней руки в Германии большинство, конкуренция жесткая, крупные клиенты «выкручивают руки», диктуя свои жесткие условия. Неудивительно, что, взглянув на карту, немецкий фабрикант с вожделением смотрит на Россию: вот он, потенциальный рынок, огромный и ненасытный.
На практике же все получается не так просто. Оставим в стороне таможенные дела и большую политику. Опыт последних лет показывает, что даже драконовские пошлины не мешают достаточно большой части населения покупать приличные автомобили. Хороший товар улетает со свистом. Казалось бы, с таким же успехом должны продаваться запчасти и ремонтные материалы. Не тут-то было. Несколько лет назад наш журнал уже писал о небольшой баварской фирме, выпускающей широкий ассортимент шпаклевок высочайшего качества. Наш рынок их, по сути, не принял, поставки так и остались почти символическими. Зато продажи клеев, шпаклевок и порозаполнителей от той же фирмы для работы с камнем растут у нас лавинообразно. Похоже, мы уже научились серьезно вкладываться в дома (или особняки), но до автомобилей пока не доросли. Зачем тратиться, через пару лет все равно продавать! Неслучайно самым значимым эпитетом, восхваляющим достоинства подержанного автомобиля, стала фраза «Без пробега по РФ».
Дежавю
Вот такие грустные мысли не покидали меня, когда я прохаживался по светлым чистым цехам заводов группы PVL. Гигантом холдинг PVL не назовешь: две фирмы, три завода с общим штатом полторы сотни человек. Типичное немецкое производство, таких здесь абсолютное большинство. По местным меркам — предприятие среднего размера. Продукция — вполне современная, качественная. Пользуется устойчивым спросом и в Европе, и в Новом Свете. Есть явный интерес к нашему рынку.
Выпускает PVL магнето и генераторы, системы зажигания для всевозможной двух- и четырехтактной техники — от газонокосилок до снегоходов, оснащенных бензиновыми двигателями с количеством цилиндров от одного до четырех. Системы зажигания могут по желанию заказчика быть аналоговыми либо цифровыми. Несколько особняком стоят системы зажигания для предпусковых подогревателей и автономных печек (Webasto — постоянный заказчик). Большинство гоночных картов (го-картов, как говорят на Западе) комплектуется омологированными FIA системами зажигания PVL.
Другое направление — высоковольтные провода, пучками и поштучно. Утверждают, что клеммные наконечники разработки PVL (их, оказывается, есть множество типов) отличаются надежностью и долговечностью. В зависимости от заводской спецификации и пожеланий заказчика могут быть предложены провода с медным сердечником или с распределенным сопротивлением.
Конструкторы PVL считают, кстати, что комбинация медной жилы и резистора в свечном колпачке надежнее, чем композитная. Есть выбор и по толщине провода. Скажем, японцы одно время увлеклись тонкими (5 мм) проводами, надеясь сэкономить на материале. Экономия оказалась грошовой, но множество машин с такой высоковольтной проводкой по-прежнему эксплуатируются в США. Куда PVL их и поставляет. Часто компания выполняет и специфические заказы, вроде пучков низковольтных проводов для выпускаемой малыми сериями специальной техники. Крупным предприятиям, ориентированным на выпуск массовых изделий, такие заказы неинтересны и даже сложны.
Третий завод — литейно-механический. Из изделий «моторного» профиля здесь делают маховики и магнитные системы для приборов зажигания и кронштейны наружных зеркал для коммерческого транспорта. В Россию пока поставляются только высоковольтные провода. Удастся ли баварским «бюргерам» закрепиться на нашем рынке?
Основы маркетинга
Считается, что для успеха на рынке (наш в данном случае не исключение) необходимо выполнение хотя бы одного из трех условий. Можно быть лидером и предлагать отличающиеся новизной товары и услуги. Можно снизить до предела свои издержки и давить конкурентов низкой ценой. И наконец, завоевать потребителя помогает более внимательное отношение к его пожеланиям, учет его специфических требований.
Лидерство по всем направлениям «середнячку» не по силам. Это удел транснациональных гигантов, тратящих миллионы на собственные разработки, а чужие патенты скупающих пачками. Небольшое предприятие не разбрасывается и эксплуатирует пару-тройку (редко больше) передовых технических решений. То, что делает PVL, добротно, но всего лишь соответствует требованиям заводских спецификаций. Поразить воображение покупателя задача не ставится.
Немецкий товар может быть дешевым, только если сделан… в Китае или других азиатских странах. «Киты» порой рискуют, переносят туда свои производства и пользуются дешевыми руками, сырьем и энергией. Разумеется, сохраняя за собой контроль качества и при себе — последние разработки и другие секреты. Среднее и мелкое немецкое предприятие средств для расширения за семью морями, как правило, не имеет. Можно, конечно, нанять гастарбайтеров в самой Германии, но это экономия копеечная. А за сырье и электричество все равно придется платить полновесным евро. Можно, понятно, говорить о соотношении цены и качества, но на ценнике в магазине указывают только первый параметр. О втором можно лишь догадываться, особенно если марка только выходит на рынок.
Конек «середнячка» — гибкость. Производство можно быстро перестроить на выпуск, измененной в соответствии с пожеланиями заказчика продукции. «Монстры», «заточенные» на массовое производство, неуклюжи, но сильны, что позволяет им самим диктовать условия. «Не хочешь — не ешь!»
В наших условиях понятие «заказчик» подразумевает не конкретного покупателя, а другое предприятие, нуждающееся в покупных комплектующих. В России потенциальные заказчики, то есть производители автомобильной и иной моторизованной техники (мотоциклов, мопедов, снегоходов, мотопил и прочей «малой механизации») либо отступают под нажимом импортеров, либо по-прежнему «лежат», либо ориентируются на лицензии от… китайцев. Надежное, отработанное по конструкции зажигание и провода из Германии для нашего заказчика слишком дороги. А картинг пока не стал массовым видом спорта.
Немцы готовы работать с нашим сервисом. Но фирменным станциям выгоднее оригинальные (то есть в фирменной упаковке) запчасти. Мелкие частники стараются не иметь складских запасов, по сути — «замороженных» денег. К тому же рачительные сервисмены приобретают наконечники коробками, а сами провода — катушками. Так дешевле, чем готовыми комплектами проводов.
Остается розница, но и здесь все непросто. «Рукодельниками» у нас упорно остаются, в основном, владельцы отечественных машин. PVL делает провода и для «нашемарок». Вот только готов ли рядовой владелец «Жигулей» раскошелиться на действительно приличную по качеству запчасть?
Мой собственный опыт показывает: даже поменяв все вышедшие из строя детали на сделанные в Германии, из «Нивы» я не получил М-класс. К тому же немцы так и не научились делать «нивовские» кузова. Кстати, схож и опыт одного московского коллеги, страстного приверженца «Волги». Предав идеалы «технического творчества», он пересел в Volvo.
Вынесенный в заглавие вопрос скорее всего превратится в риторический... Может быть, провода от PVL станут лидером рынка, возможно, через пару лет об этой марке никто и не вспомнит. Но хочется пожелать нашему импортеру, как и всем бизнесменам, работающим с немецкими партнерами, терпения и настойчивости. В конце концов, должен же у нас быть выбор!
PVL
Холдинг PVL был основан в 1970 году немецкими предпринимателями Генрихом Пробошем, Ульрихом Фогтом и Куртом Лоосом. Первые буквы их фамилий и образовали название. Штаб-квартира холдинга размещается в городке Кадольцбург под Нюрнбергом.
Основное направление деятельности — выпуск электротехнических изделий для автомобилей и других транспортных средств и механизмов. PVL производит кабели и наконечники, системы зажигания и электронные устройства, изготавливает изделия из алюминиевых и цинковых сплавов методом литья под давлением.Все предприятия группы PVL располагаются в Баварии. Продукция поставляется как на заводскую комплектацию (ОЕМ), так и на рынок запчастей (aftermarket).
В Кадольцбурге помимо главного офиса PVL располагается и завод PVL GmbH&Co Elektronik&Elektroteknik KG, производящий аналоговые и цифровые системы зажигания для транзисторных систем зажигания и систем CDI, генераторы мощностью до 350 Вт с встроенным зажиганием, реле-регуляторы напряжения и тока, программируемые контроллеры разного назначения, системы зажигания для мототехники. Предприятие основано в 1972 году, на нем занято 72 работника.
Продукция завода устанавливается на газонокосилки, малую снегоуборочную и сельскохозяйственную технику, двигатели самолетов и промышленного оборудования, мопеды, снегоходы, гидроциклы и даже отопительные системы. Предмет особой гордости — системы зажигания для картов, омологированные FIA. PVL контролирует до 70% этого рынка. Системы зажигания PVL применяются на всевозможных 2- и 4-тактных бензиновых двигателях с числом цилиндров от 1 до 4. Среди покупателей — TORO, BMW Motorcycles, Mercury Marine, Webasto, Vortex, Briggs&Stratton, Sachs, Cobra Motorcycles, Wacker и другие всемирно известные марки.
Завод PVL GmbH&Co Autokabel KG в Урзензоллене выпускает более 1000 наименований комплектов высоковольтных проводов для автомобилей европейского, американского и японского производства. Мелкими сериями здесь же изготавливаются электропровода для спецтехники. На основанном в 1974 году предприятии трудится 45 человек.
Все выпускаемые заводами PVL электротехнические изделия разрабатываются специалистами холдинга в соответствии со спецификациями производителей авто- и мототехники. Используется современное оборудование, в том числе собственной конструкции (в частности, для изготовления монтажных плат SHD и прочистки катушек).
Завод в Зугенхайме, приобретенный в 1976 году, помимо литейного производства имеет собственный станочный парк и другое необходимое оборудование, в том числе для таких специфических операций, как балансировка вращающихся деталей и намагничивание магнитных систем. Здесь работают не только с легкими сплавами, но и со сталью, магнитными и композитными материалами. Часть продукции — заготовки для других заводов группы, остальное реализуется как готовые изделия.
В списке клиентов присутствуют Abamotor, Mekra Lang, Polaris, Siemens, Wacker и т.д. Штат сотрудников — 23 человека. Помимо пооперационного контроля осуществляется 100%-ный контроль качества готовых изделий. Имеется собственная испытательная и измерительная база, включающая, помимо электроизмерительного оборудования, и компьютерную трехмерную измерительную систему в отделе контроля качества. Система управления качеством заводов PVL сертифицирована по стандарту DIN EN ISO 9001:2000.
Новый русский автопром
Концерн Bosal начинает строительство завода и логистического центра в Калуге. Под самый большой строительный объект Bosal в мире приобретен участок площадью 244 000 м2. Оснащенный по последнему слову техники завод займет 153 000 м2. Его первая очередь (28 000 м2) вступит в строй уже к концу следующего года.
В начальной стадии завод будет производить выхлопные системы и фаркопы для заводской комплектации и рынка запчастей России и стран Центральной и Восточной Европы. Пока же системы выпуска для Renault Logan выпускаются на арендованных производственных площадях. Уже заключены договоры на поставку комплектующих для сборочных производств Volvo и Volkswagen.
Комплекс в Калуге будет также заниматься дистрибьюцией в России. Вполне вероятно, что новые производственные мощности будут создаваться вблизи от новых автосборочных заводов. На дальнейших этапах строительства предполагается расширение выпуска выхлопных систем и фаркопов. Будут добавлены линии производства труб, катализаторов и домкратов, новые мощности для горячего литья и проката легированной ленты. На калужском заводе найдут работу более 1000 человек. Это второй объект Bosal в России. В прошлом году в Новоорске начал работать завод Bosal Autoflex Russie, выпускающий фаркопы для оригинальной комплектации и вторичного рынка. Предполагается, что услугами логистического центра Bosal будут пользоваться и другие заинтересованные в российском рынке производители комплектующих.
Справка
Bosal Group основана в 1923 г. в городе Алкмаар и зарегистрирована в Нидерландах. Головной офис размещается в городе Люмен, Бельгия. Bosal — один из лидирующих производителей выхлопных систем для легковых и грузовых автомобилей и промышленных установок, катализаторов, фаркопов, багажников, кабин, инструмента, поливального оборудования, труб из стали особо точного химического состава и складских стеллажей. Годовой оборот группы в 2006 г. составил 875 млн евро. На 42 заводах и в 27 логистических центрах занято более 6000 человек. Президент концерна — г-н Карел Бос (1961 г.р.).
Локализация, господа!
Компания Mann+Hummel, разработчик и серийный поставщик комплектующих для автомобильной и машиностроительной промышленности, в середине 2007 г. открыла в Москве дочернее предприятие — ООО «Mann+Hummel». Кроме того, компания открывает производственный филиал в Саратове, управление которым будет осуществляться вышеназванным обществом. В будущем московское предприятие будет заниматься управлением всей деятельностью группы Mann+Hummel на рынке запчастей, а также поставками для заводов-изготовителей на территории РФ. На рынке запчастей планируется сбыт продукции под марками Mann-Filter и Unico-Filter. Компания намерена постоянно развивать сеть сбыта и расширять производственные структуры. Открытие дочернего предприятия позволит упростить и ускорить обслуживание заказчиков. Завод Mann+Hummel в Саратове будет снабжать российских заказчиков, занимающихся производством двигателей, автомобилей и машинного оборудования, нуждающихся в локально производимой продукции. В октябре 2007 г. здесь началось производство топливных фильтров предварительной очистки для российских автопроизводителей.
Справка
Группа Mann+Hummel является концерном, работающим на мировом рынке. В 2006 г. оборот компании составил 1,6 млрд евро. В компании Mann+Hummel работает 10 500 сотрудников в 41 филиале по всему миру. Предприятие занимается разработкой, производством и сбытом высокотехнологичного оборудования для автомобилей, например систем воздушной фильтрации, систем всасывания, систем фильтрации жидкостей и внутренних фильтров для автомобильной промышленности, а также фильтрующих элементов для технического обслуживания и ремонта автомобилей. Для машиностроения, технологичного и промышленного производства компания предлагает ассортимент промышленных фильтров, фильтрующих устройств и систем, а также инструменты для обработки материалов. Заказчиками продукции Mann+Hummel являются предприятия разных отраслей промышленности, при этом ключевую позицию занимают предприятия, занимающиеся серийным производством автомобилей и автомобильного оборудования.