КамАЗ вплотную подошел к реализации бизнес-плана по выпуску тракторов, купив в Великобритании завод, который производит сельхозмашины марки McCormick. Это направление машиностроения, по оценкам специалистов, получит в перспективе серьезную поддержку российского правительства.
О приобретении завода McCormick сообщил в воскресенье премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов на встрече с представителями компании Claas в Ганновере, где проходит международная специализированная выставка сельскохозяйственной техники. "Мы видим, каким спросом пользуется на российском рынке техника сельскохозяйственного назначения, поэтому в России будет открыто производство тракторов на базе КамАЗа", - заявил он.
Готовясь к диверсификации производства, КамАЗ провел переговоры с шестью европейскими компаниями. "Наилучший баланс цена-качество оказался у английской марки тракторов, - говорил ранее гендиректор КамАЗа Сергей Когогин. - К тому же завод McCormick в Англии закрывается. КамАЗ сможет привезти оттуда оборудование, оснастку и в сжатые сроки наладить сборку тракторов в Набережных Челнах, обеспечив хороший уровень локализации комплектующих». В частности, двигатель планируется производить на площадях КамАЗа в 2008 году. В соответствии с бизнес-планом в следующем году будет выпущено 2,5 тысячи машин, в 2009 году - уже 4 тысячи. По словам Сергея Когогина, воевать за лидерство на рынке автозавод не собирается, «хотя 10-20% нового рынка КамАЗу будет обеспечено».
Крупным поставщиком тракторов КамАЗ не станет, считает руководитель аналитического управления ИГ «АнтантаПиоглобал» Георгий Иванин. Основные силы ему приходится направлять на производство автомобилей и их качество, особенно в перспективе ввода европейских экологических стандартов качества.
Стратегия же КамАЗа по выходу на рынок сельскохозяйственных тракторов объясняется не только экономическим расчетом, но и, очевидно, поставленной перед автопроизводителем политической задачей. «Российский рынок сельхозтехники заполнен в основном продукцией иностранных производителей - голландской, белорусской, - отмечает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын. - Власти ставят задачу по выводу на рынок отечественных машин. Хотя с точки зрения бизнеса КамАЗу было бы логичнее войти в производство дорожно-строительной техники, спрос на которую благодаря развитию строительства и инфраструктурных проектов растет на 28-32% в год».
Впрочем, КамАЗ может строить расчеты на том, что государство в ближайшем будущем будет более активно развивать и субсидировать отрасль, считает аналитик Альфа-банка Андрей Федоров. Причем льготы могут быть адресованы как производителям, так и покупателям российской сельхозтехники.