Зарубежные автоконцерны продолжают осаждать российский рынок. Но если до сих пор, выражаясь военной терминологией, в бой они бросали всего лишь пехоту, то бишь недорогие автомобили вроде Renault Logan или Ford Focus, то скоро в атаку пойдет конница. С интервалом в два дня Nissan объявил о намерении собирать на заводе в Санкт-Петербурге автомобиль бизнес-класса Teana и кроссовер X-Trail, а Ford — в Ленинградской области новый автомобиль класса D Mondeo. Первые Teana и X-Trail сойдут с конвейера в 2009 г., а общая мощность предприятия составит 50 000 автомобилей в год. Новый Mondeo, который вот-вот появится на российском рынке, уже в следующем году будет собираться во Всеволожске в количестве 25 000 автомобилей в год. О намерении наладить в Петербурге сборку автомобиля бизнес-класса Camry еще год назад объявила Toyota. Предприятие мощностью 50 000 машин в год будет запущено в конце 2008 г. В перспективе объем производства на нем будет увеличен до 200 000 автомобилей в год.Автоконцерны не зря переходят от простого к сложному. Последние годы российский рынок растет потрясающими темпами, каждый год продажи новых иномарок увеличиваются на 50-70%. Причина бума — рост доходов населения. По прогнозу Минэкономразвития, к 2010 г. они увеличатся примерно на 60%. Самое время позаботиться о сборке чего-нибудь подороже Renault Logan или Ford Focus.Похоже, в замыслах Ford, Toyota и Nissan кроется тонкий расчет. В сегменте недорогих автомобилей уже сейчас идет жестокая война между десятком производителей из разных концов света. Да и заработок от продажи таких машин невелик. Куда выгоднее торговать более дорогими и престижными автомобилями. Проблем с продажей всех четырех моделей быть не должно. Toyota Camry по итогам прошлого года разошлась тиражом 18 990 автомобилей, Ford Mondeo (в старом кузове, заметно уступающем новинке по дизайну) — 10 120, Nissan X-Trail — 9930, дебютировавшая прошлым летом Nissan Teana — 2934 (почти столько же продано за январь — июнь 2007 г.). Покупатели в России разборчивые. При прочих равных с европейцами россиянин готов потратить больше на покупку автомобиля. Ведь в России машина до сих пор воспринимается как средство самовыражения. Поэтому самый главный для иностранцев вопрос — как долго в России покупатели будут стремиться покупать дорогие машины? Судя по всему, опасаться пока нечего. Культура личных сбережений в России не развита, а если взлетят цены на недвижимость, то на автомобильный рынок может вновь хлынуть вал “квартирных” денег. Дорожные налоги невелики, и вероятность их стремительного роста во многих регионах за исключением Москвы невысока. Единственный ограничитель — несусветно дорогая страховка. Но ради дорогой игрушки многие готовы идти на такую жертву. Тем более платить приходится всего лишь раз в год. А ведь Toyota Camry, Ford Mondeo и Nissan Teana будут покупать не только частники. Пополнить ими свой парк наверняка захотят различные ведомства, частные компании и таксопарки. Эти покупатели и сделают кассу автоконцернам.