Справочник :: Китайская промышленная угроза - Пора начинать расследования и защищать рынок
Справочник
Китайская промышленная угроза - Пора начинать расследования и защищать рынок
Китайские экспортеры при поддержке государства могут похоронить ряд отраслей российской экономики, включая все машиностроение, считают в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ). Авторы доклада предлагают начать антидемпинговые и антидотационные расследования и принять меры технического регулирования, затрудняющие работу китайским компаниям.
“Российско-китайское сотрудничество в существующем правовом поле несет в себе существенные экономические и социальные риски для России”, — говорится в докладе. Китай наращивает экспорт в Россию, пользуясь господдержкой, что может привести к закрытию или резкому сокращению производства в автопроме, производства промышленного оборудования, а в перспективе — и черной металлургии.Среди форм господдержки, применяемых китайцами, пишут авторы доклада, — искусственно заниженный курс юаня, различные формы субсидирования промышленных производителей, выдача им госбанками льготных кредитов, крупные налоговые послабления для экспортеров, а также защита китайского рынка высокими таможенными пошлинами.“Экспансия китайской продукции уже сегодня создала ощутимую угрозу для развития всего машиностроительного комплекса России”, — заявил “Ведомостям” гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян и добавил, что кризисная ситуация складывается в металлургической, химической и нефтехимической отраслях.Темпы поставок труб из КНР в первые пять месяцев 2007 г. увеличились в восемь раз по сравнению с 2006 г., говорит директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко, китайцы занижают ввозные цены на трубную продукцию на таможне.Для российского автопрома китайцы представляют угрозу, но не катастрофическую, “учитывая низкое качество их машин”, говорит пресс-секретарь группы “ГАЗ” Владимир Торин. По словам аналитика ИФК “Метрополь” Александра Жукова, китайские автомобили будут составлять растущую конкуренцию российским производителям, хотя полностью заместить российский автопром не смогут. В 2006 г. ввоз в Россию китайских транспортных средств вырос на 138% и составил $585,52 млн.По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2006 г. российско-китайский товарооборот вырос на 43,2% и составил $28,64 млрд. В 2006 г. российский экспорт в Китай составил $15,75 млрд (рост на 21,2%), импорт — $12,89 млрд (рост на 79%). 90,52% российского экспорта в Китай — сырье, в том числе 53,92% — энергоносители, всего 1,4% — машины и оборудование ($217 млн). Статистика ФТС не учитывает поставки в КНР российского оружия, а по оценке Константина Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий, их объем в 2006 г. составил не менее $1,5 млрд.В российском импорте из Китая удельный вес машин и оборудования быстро увеличивается — с 17,2% ($1,56 млрд) в 2004 г. до 29% ($4,592 млрд) в 2006 г. Быстро растут поставки в Россию бытовой электротехники, электроники и оборудования для связи — на 51,7% за 2006 г. до $2,156 млрд.Чтобы защитить российскую экономику, авторы доклада предлагают воспользоваться западным опытом — ввести импортное квотирование, антидемпинговые меры, добровольные ограничения экспорта. Предлагается также отменить преференционный режим торговли: во-первых, он позволяет китайцам избегать антидемпинговых и антидотационных расследований, а во-вторых, российская система преференций была предназначена для поддержки развивающихся стран, а Китай все меньше соответствует этому статусу, считает Саакян.Авторы предлагают шире использовать методы технического регулирования: российским госкомпаниям и естественным монополиям следует покупать продукцию российских поставщиков в приоритетном порядке, пора ввести льготы для лизинговых компаний, покупающих российское оборудование.Многие из предлагаемых мер, например импортное квотирование, вступают в противоречие с обязательствами России по вступлению в ВТО, считает Ярослав Лисоволик из Deutsche UFG, в борьбе с китайским импортом Россия будет полагаться главным образом на антидемпинговые расследования и меры технического регулирования, которые пока что “недостаточно разработаны”.