Назад в Европу «Вагонмаш» станет поставщиком варшавского метро Российские производители вагонов для метро начинают возвращаться на некогда традиционные для себя рынки Восточной Европы. В пятницу стало известно, что питерский «Вагонмаш» выиграл тендер на поставку 30 вагонов для польского Metro Warszawskie. Хотя сумма контракта всего 27,1 млн долл., однако то, что конкурс россияне выиграли у французской Alstom, на рынке уже считают хорошим знаком. ЗАО «Вагонмаш» поставляет метровагоны для подземок Санкт-Петербурга, Минска и Киева. С 2003 года предприятие входит в состав ГК «Дедал» (Москва). Выручка по РСБУ в 2005 году составила 2,4 млрд руб., чистая прибыль — около 30,4 млн руб. В 2005 году произведено 93 вагона метро. Как сообщается на официальном сайте «Вагонмаша», о победе в тендере для Варшавского метрополитена Metro Warszawskie оповестили питерскую компанию в письме от 30 мая 2007 года. Предприятие поставит в Польшу 30 вагонов, в том числе десять головных и 20 промежуточных. Первый пятивагонный состав должен быть поставлен в июне 2008 года, остальные — в течение 17 месяцев. Говорить о стоимости контракта в «Вагонмаше» не стали. В то же время в Metro Warszawskie РБК daily сообщили, что стоимость контракта составляет 27,13 млн долл. Варшавский метрополитен объявил тендер еще 20 декабря прошлого года. Кроме «Вагонмаша» к участию в нем были допущены мытищинский «Метровагонмаш» (контролируется Трансмашхолдингом), а также Alstom Konstal, польская «дочка» французского концерна Alstom Transport. Как рассказал РБК daily представитель Metro Warszawskie Гржегож Журавски, при выборе производителя определяющим критерием в первую очередь являлась цена, а также сроки поставок и технические параметры вагонов. По условиям тендера поставщик также должен улучшить систему управления вагонов, расширить кабину машиниста, внедрить современные системы вентиляции. Предложенные «Вагонмашем» условия по цене и срокам поставок, отметил г-н Журавски, были признаны лучшими. По его словам, вся сумма по контракту будет выплачена одним траншем после того, как сделка будет одобрена Управлением государственных закупок Польши. При этом проигравшие участники тендера могут в течение семи дней оспорить его итоги. В общей сложности, отмечает г-н Журавски, на одобрение сделки есть две недели, хотя сроки могут быть продлены, если чиновники сочтут нужным проверить ее условия. Узнать реакцию на итоги конкурса в Alstom Konstal не удалось. В Трансмашхолдинге (ТМХ) также отказались от комментариев. В то же время осведомленный источник РБК daily в отрасли, знакомый с деятельностью ТМХ и «Вагонмаша», считает, что Трансмашхолдинг «тоже сможет поучаствовать в варшавском тендере». По его мнению, «Вагонмаш» сможет привлечь мытищинский завод в качестве субподрядчика, если не будет укладываться в сроки. Несмотря на успех в Польше, позиции российских машиностроителей в Восточной Европе пока еще достаточно слабы, отмечает аналитик ИК «Финам» Константин Романов: предпочтение в тендерах отдается местным производителям, даже в случаях если россияне предлагают более выгодные условия. Характерный пример — проигрыш «Метровагонмаша» в тендере на поставку вагонов для метрополитена в Будапеште венгерско-французскому консорциуму. С другой стороны, именно цена является основным преимуществом российской продукции. К тому же это уже не первый их опыт поставок в Варшаву. Годом ранее в рамках программы удлинения составов с четырех до шести вагонов Metro Warszawskie заказало у «Метровагонмаша» 14 вагонов. С учетом того, что нынешний тендер выигран у Alstom, можно говорить, что россияне понемногу начинают возвращаться на традиционные рынки, отмечает источник в отрасли. ДМИТРИЙ КУДРЯШОВ, АЛЕКСЕЙ САДЫКОВ