Справочник :: Статистические парадоксы промышленного роста
Справочник
Статистические парадоксы промышленного роста
Промышленный рост, устав от летней жары и майского перенапряжения (10,6 процента), видимо, взял передышку и удивил всех, если исходить из данных Росстата, крайне низкими темпами - всего 2,9 процента по сравнению с июнем предыдущего года, а против мая - 0,3. Всего же за первое полугодие промышленность прибавила 4,4 процента. Больше всех подвели обрабатывающие отрасли: в мае они росли рекордными темпами - 15,1 процента, а в июне, можно подумать, все дружно ушли в отпуск - 2,8 процента. Однако аналитики не верят этим данным и считают июньский спад следствием того, что Росстат пересчитал результаты прошлого года, прибавив к ним итоги производства на малых предприятиях, которые в последнее время переживают серьезный кризис. Если же не учитывать этот фактор, то промышленный рост все же был выше. Порядка 5,4 процента, хотя по сравнению с майским он все-таки вдвое ниже. Аналитики неоднократно предупреждали, что майская эйфория в промышленности еще не означает, что Россия возвращается к темпам роста 2003 года. Похоже, так и случилось. Уйдя в отпуска, россияне, видимо, стали меньше есть и больше пить. Спад в пищепроме - тому подтверждение. Выпуск муки упал по сравнению с прошлогодним июнем на 4,7 процента, а хлеба – на 4,4, зато потребление пива возросло примерно на столько же. С крепкими напитками проблема возникла, можно сказать, на пустом месте. Все склады с импортным алкоголем опечатаны в связи с отсутствием на их продукцию новых акцизных марок. Приняв соответствующее постановление о новой маркировке алкоголя, Правительство не позаботилось своевременно обеспечить ими импортеров и отечественных производителей. В кризисную ситуацию вынужден был вмешаться даже премьер Михаил Фрадков, предписав Минфину, МЭРТу, Минсельхозу, ФСБ и таможне "незамедлительно принять меры по исправлению сложившейся ситуации на алкогольном рынке страны и доложить о причинах ее возникновения…". Впрочем, судя по прилавкам московских магазинов, никакого кризиса в обеспечении любителей крепкого не наблюдается. А в регионах нехватку официально разрешенного алкоголя с лихвой восполняет "паленка" и самогон. Вместо хлеба россияне стали больше употреблять мяса. Мясное производство на эту перемену отреагировало более чем 10-процентным ростом за первое полугодие. А вот со сладким могут быть проблемы: производство сахара сократилось за полугодие на 26,2 процента. Эксперты данный спад всецело относят на издержки сезонного характера (свекла еще на полях) и искусственно ограничиваемый импорт. Прежде всего, с Украины. Плюс ко всему, мировые цены на сахар-сырец резко возросли, что вынудило импортеров сократить объемы закупок. Низкий рост в производстве стройматериалов эксперты объясняют внутренними конъюнктурными соображениями – замедление призвано еще больше взвинтить цены, которые и без того уже зашкаливают. Провалу в обрабатывающих отраслях тоже есть объяснение – предприятия теряют конкурентоспособность перед импортом из-за высокого курса рубля, плюс ко всему – испытывают постоянную нехватку инвестиций для обновления производства и внедрения новых технологий, способных противостоять высокотехнологичной зарубежной продукции. Тем не менее, полугодовой рост в 4,4 процента многие расценивают, как позитив и не считают необходимым пересматривать годовые прогнозы. Со снятой сезонностью промышленность по отношению к маю подросла на 0,6 процента, что тоже можно расценивать, как хороший итог. Не всех, конечно, но тех, кто занят в оборонке, радует рост внутренних и экспортных заказов на военную технику. Военно-промышленному комплексу сегодня недостает мощностей, чтобы выполнить их в договорные сроки и в обусловленных объемах. Уже имеющиеся в портфеле концерна "Алмаз-Антей" экспортные заявки на производство систем ПВО "С-300 ПМУ-2" при всем желании предприятие сможет удовлетворить не ранее 2011 года. До предела загружены мощности и Иркутского авиазавода - головного предприятия корпорации "Иркут". Завод перешел на непрерывный график работы и, тем не менее, в согласованные сроки поставок по уже заключенным контрактам 28 истребителей Су-30 МКА в Алжир и дополнительной партии (18 машин) Су-30 МКИ в Индию может и не уложится. А впереди уже почти согласованный венесуэльский контракт, подписание которого ожидается в эти дни. Словом, нынешняя загрузка мощностей по оборонке одна из самых высоких, в целом по машиностроению она составляет 46 процентов, а по оценке Института переходного периода - 60. РАО "РЖД", осуществляя амбициозную программу по обновлению подвижного состава, обеспечил загрузку работающих на него предприятий на 70 процентов. И это, как утверждают эксперты коммерческого департамента железнодорожной монополии, не предел. "РЖД" изыскивает дополнительные средства, чтобы ускорить модернизации вагонного и электровозно-тепловозного парка. В общем, нельзя сказать, что локомотив нашей экономики движется на всех порах. Главное, что не стоит на месте.