Новости :: РЖД и Трансмашхолдинг создадут торговый дом
Новости
28-10-2005
РЖД и Трансмашхолдинг создадут торговый дом
Компания "Российские железные дороги" совместно с "Трансмашхолдингом" планирует создать собственный торговый дом для продвижения продукции и услуг железнодорожного машиностроения на зарубежные рынки. Об этом заявил во вторник в Твери руководитель ОАО "РЖД" Владимир Якунин в ходе совместного с премьер-министром Михаилом Фрадковым осмотра производственных мощностей Тверского вагоностроительного завода. Михаил Фрадков при этом заметил, что эту российскую продукцию можно экспортировать за рубеж. Однако для этого необходимо решить вопрос о выделении связанных кредитов для заинтересованных арабских стран, Индии и государств Латинской Америки. Одной из самых острых проблем ОАО "Российские железные дороги" является износ основных фондов, в том числе подвижного состава. По мнению Владимира Якунина, устаревший вагонный и локомотивный парк является прямой угрозой безопасности движения на отечественных железных дорогах. "Благодаря отраслевым заказам, финансируемым за счет собственных средств, а также по схемам лизинга, железнодорожное машиностроение в последнее время возрождается и динамично развивается. Темпы роста производства в железнодорожном машиностроении существенно превышают темпы роста в промышленности в целом, - отметил Якунин. - Но даже такие темпы обновления нас всех не могут устраивать, поскольку не компенсируют многолетней паузы в закупках подвижного состава. Более того, мы считаем, что лишь обновлять парк подвижного состава - это стратегически неверно. Необходимо выходить на новый качественный уровень техники, опираясь при этом на отечественное производство". Однако самым сложным остается вопрос о том, каким образом можно запустить производство. РЖД - это государственная монополия, тарифы которой регулируются государством, а оно не позволяет поднимать их выше уровня инфляции, чтобы не допустить роста цен. Однако цены на материалы и комплектующие растут гораздо более высокими темпами, что не дает железнодорожникам возможности увеличить заказы. В результате и у транспортного машиностроения нет четких перспектив, они не могут брать кредиты и технически перевооружаться. Владимир Якунин предложил разорвать этот замкнутый круг путем предоставления связанных кредитов на покупку российской железнодорожной техники тем странам, которые хотят ее приобрести. Этот способ неоднократно опробован западными странами и сейчас широко ими применяется. Гендиректор ЗАО "Объединенная вагоностроительная компания - "Трансмашхолдинг" Сергей Реботенко сообщил, что помимо того, что российские вагоны идут в республики СНГ, рассматриваются крупные проекты с Индией, Ираном и Египтом. В частности, Россия принимает участие в тендере на поставку поездов для метро в индийском городе Мумбаи стоимостью $900 миллионов. Кстати, подобное предложение полностью укладывается в схему финансирования, которую пытается применить правительство к различным отраслям. Финансируется не само производство, а спрос. В этом случае потребитель сам требует от поставщика то, что ему необходимо, вынуждая его модернизировать технику. Подобные стимулы хотят применить, к примеру, в авиации. Здесь необходимо сделать одно важное замечание. У России от Советского Союза остался огромный потенциал - хорошие отношения со многими развивающимися странами, где хорошо знают советских специалистов, помнят их помощь в развитии собственных экономик и при прочих равных условиях предпочтут российскую, а не западную технику. Когда немецкий концерн Siemens пытался купить российские "Силовые машины", то покупал он, главное, не производство, а выход на рынки тех стран, где до сих пор работают наши энергетические установки. Сейчас руководство ОАО "РЖД" приостановило проект по созданию скоростного поезда с этой немецкой компанией, полагая, что он был подписан на невыгодных для России условиях. По мнению Владимира Якунина, необходимо принять меры господдержки и защиты железнодорожного машиностроения от полного перехода под контроль иностранных компаний. "Отрасль может войти в перечень стратегических отраслей, в которых участие иностранного капитала должно быть строго регламентировано. Политика привлечения иностранных поставщиков оправдана лишь в том случае, если гарантируется передача российским предприятиям действительно новых технологий", - подчеркнул Якунин. Опасность иностранного влияния действительно есть. Предприятиям транспортного машиностроения требуются большие инвестиции, большой прибыли они не приносят, и их акционеры вполне могут согласиться на посулы западных компаний выкупить их долю, как это произошло с "Интерросом" при покупке "Силовых машин". А такие тенденции весьма чреваты потерей позиции России в различных отраслях и во взаимоотношениях с дружественными иностранными государствами. Источник информации: Страна.Ru