Новости :: Российский авторынок: то ли уже лидер в Европе, то ли вот-вот им станет
Новости
14-07-2008
Российский авторынок: то ли уже лидер в Европе, то ли вот-вот им станет
Согласно исследованию PriceWaterhouseCoopers (PWC), за первые 6 месяцев 2008 года в России было продано 1,645 млн автомобилей, что превысило показатели за тот же период прошлого года в количественном выражении на 41%, а в долларовом эквиваленте - на 64%. Более того, аналитики PWC посчитали, что по итогам полугодия отечественный авторынок стал крупнейшим в Европе, обогнав Германию. При этом главным фактором роста стали продажи иномарок, которые, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первой половине 2008 года оказались на 47% больше объемов за аналогичный период 2007 года.
Такие показатели выглядят особенно значительными, если учесть, что 2007 год, с которым сравниваются результаты, был периодом беспрецедентно высокого роста для всего российского рынка, отмечает партнер PWC Стенли Рут. Кроме того, аналитики прогнозируют, что в случае сохранения динамики роста объем продаж легковых автомобилей в России по итогам 2008 года в количественном выражении составит 3,6 - 3,8 млн автомобилей и превысит годовой объем продаж в Германии. Далее, согласно оценке PWC, рост российского авторынка продолжится до 2014 года, после чего постепенно начнется спад.
Что касается иностранных брендов, которые сейчас составляют уже больше 70% рынка новых легковушек в России, лидером продаж, по данным АЕБ, снова стала марка Chevrolet (включая GM-Автоваз). Больших успехов также достигли Hyundai, Opel и Honda, продемонстрировавшие более чем двукратный рост продаж.
При этом в PWC сообщают, что среди топ-5 самых продаваемых моделей три производятся в России (Ford Focus, Renault Logan, Hyundai Accent). Аналитик по машиностроению и транспорту ИК "ВЕЛЕС Капитал" Марина Иркли также отмечает, что основной скачок в этом году должен произойти в сегменте иномарок, собранных на российских предприятиях (70% против 30%-ного роста российского автомобильного рынка в целом), и по итогам года их количество может составить 750 тыс. штук.
В то же время не все аналитики согласны с оценками российского авторынка, приведенными PWC и АЕБ. Так, руководитель индустриальной группы по автомобилестроению Ernst & Young (E&Y) Иван Бончев сделал замечание, что результаты PWC отличаются от цифр, полученных в Европе. "Германия учитывает в своих результатах регистрацию новых машин, что является настоящими продажами. А то, что мы здесь учитываем - импорт, то есть машины, которые ввезены, но необязательно еще проданы", - говорит аналитик.
Во-вторых, Иван Бончев замечает, что данные АЕБ включают коммерческую и легкую коммерческую технику, а эти цифры надо вычесть. Третий момент, который смущает E&Y - то, что PWC включает данные по продажам подержанных иномарок. "А когда мы говорим об объемах рынка, имеем в виду только продажу новых автомобилей. Поэтому все это необходимо вычесть", - поясняет г-н Бончев.
По оценке E&Y, Россия еще не обогнала Германию по итогам полугодия. "Есть какой-то шанс ее обогнать к концу года, но я думаю, что это, скорее всего, произойдет только в 2009 году. По нашим прогнозам, 3,2 млн - это реальная цифра по итогам текущего года в России, а продажи в Германии составят в этом году примерно 3,5 млн штук", - прогнозирует Иван Бончев.
Несмотря на расхождения в оценках объема российского автомобильного рынка, никто из экспертов не отрицает его сильный рост. На это влияют те же самые факторы, которые присутствовали в течение последних нескольких лет: рост экономики в целом, увеличение покупательной способности населения. Также значительное влияние оказывает тот факт, что цену машин принято воспринимать в долларах, а от разницы курса автомобиль получается на российском рынке гораздо дешевле.
Кроме того, российский автомобильный рынок пока еще не насыщен. По информации E&Y, в прошлом году в России на 1000 человек приходилось 190 машин, тогда как в развитых странах этот показатель составляет свыше 500 машин. Все это доказывает, что рынок еще будет расти, но, естественно, рост постепенно уже замедляется. В этой связи Марина Иркли приводит следующие прогнозы: "По мере насыщения рынка темпы роста могут составить 12-15% в год. С такими темпами роста к 2010 году количество автомобилей на 1000 человек может составить только 300, что значительно ниже, чем в развитых европейских странах".
Стоит также отметить, что росту российского автомобильного рынка в целом, а также увеличению продаж иномарок, способствует развитие автокредитования. Так, согласно оценкам Альфа-Банка, сейчас около 40% автомобилей, продающихся в России, покупаются с помощью кредита, а по итогам 2008 года рост рынка автокредитования в РФ составит около 60%. Большинство аналитиков полагают, что, несмотря на проблемы на финансовых рынках, возможность снижения объема автокредитования в России минимальна, поскольку в глобальном масштабе кризис пока не отразился на российском потребительском кредитовании. Следовательно, говорить о влиянии кредитного кризиса на российский автомобильный рынок не приходится.
ГАЗ + МАЗ = ?
Какое значение для Нижегородской области будет иметь предполагаемая покупка Олегом ДЕРИПАСКОЙ Минского автомобильного завода (МАЗ) - на этот вопрос еще предстоит ответить...
Seagate выпускает самый объемный в мире жесткий диск
Корпорация Seagate, один лидеров производства компьютерной техники, объявила о выходе нового жесткого диска объемом в рекордные 1,5 терабайта. Винчестеров такого объема н...