Новости :: Текущее состояние отрасли машиностроения
Новости
24-05-2006
Текущее состояние отрасли машиностроения
Рост производства продукции машиностроительного комплекса продолжился и в 2005 году. Но если в выпуске машин и оборудования в январе 2005 года по сравнению с январем 2004 года был отмечен рост, то в производстве транспортных средств был зафиксирован отрицательный сальдированный результат. Например, АО «ГАЗ» в I квартале 2005 года сократило выручку от продаж по сравнению с IV кварталом предшествующего года на 44%. В целом индекс производства за 5 первых месяцев 2005 года составил: выпуск машин и оборудования - 109,4% к аналогичному отрезку предыдущего года; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 115,9%; выпуск транспортных средств и оборудования - 103,3%.
К концу 2005 года данная динамика могла бы вполне сохраниться, если бы не проявилась новая тенденция — государство стало уделять данному сегменту больше внимания. Журнал «Эксперт» в комментариях к годовому рейтингу отмечал: «Частный капитал, несколько лет назад пришедший в машиностроение, в основном оказался не в состоянии создавать конкурентоспособные компании… Давайте взглянем на событийный ряд последних месяцев. Одну из наиболее раскрученных машиностроительных компаний России - Объединенные машиностроительные заводы (ОМЗ) - продают, причем продают фактически окологосударственным структурам (Газпромбанку). Отлаженный бизнес компании «Силовые машины» продают госмонополии (РАО «ЕЭС России»). Акционеры Мотовилихинских заводов, одного из флагманов тяжелого машиностроения, летом 2005 года вынуждены были пустить в состав акционеров «дочку» государственного «Рособоронэкспорта». В станкостроительную отрасль, по слухам, пришли «люди с Лубянки…».
Более тенденциозные источники объясняют данный всплеск смены владельцев реакцией бизнес-сообщества на дело «ЮКОСа». Однако круг проблем отрасли более многослоен.
В целом, по данным Минэкономразвития РФ, по итогам 2005 года индекс производства машин и оборудования составил 99,9% относительно 2004 года. В то же время увеличилось производство тракторов (на 14,2%), что связано с развитием системы лизинга. Увеличились объемы выпуска генераторов к турбинам - на 86,2% (благодаря реализации ряда крупных проектов, в том числе строительства Бурейской ГЭС).
Индекс роста производства транспортных средств и оборудования составил 106,0% по отношению к 2004 году, за счет роста производства троллейбусов в 2,2 раза, электровозов магистральных — на 94,5%, тепловозов магистральных — на 40,6%, автомобилей-фургонов и специализированных автоцистерн — на 9,1%.
Производство легковых автомобилей по итогам 2005 года сократилось на 3,8% к уровню 2004 года (1068 тыс. шт.). Снижение объемов производства отечественных легковых автомобилей, по оценкам МЭРТ, вызвано переориентацией спроса на продукцию иностранных производителей. Вместе с тем отмечался повышенный спрос на автомобили, производимые на совместных предприятиях (производство на СП выросло на 19,2% и составило 155 тыс. шт.). Увеличился импорт иномарок - новых (на 58%) и подержанных (на 29,0%). По данным Федеральной таможенной службы, импорт за январь-ноябрь 2005 года составил 697,6 тыс. шт. (за аналогичный период 2004 года — 474,8 тыс. шт.).
История развития отрасли (1990-2004)
В период реформ 1997-1991 годов один из главных тезисов новой хозяйственной политики заключался в том, что в советской экономике были недостаточны темпы развития машиност...