Новости :: Отечественные производители комбайнов готовятся к росту импорта
Новости
26-01-2007
Отечественные производители комбайнов готовятся к росту импорта
Новый «серый» год Отечественные производители комбайнов готовятся к росту импортаНесколько дней назад Минэкономразвития объявило о том, что не будет продлевать действие комбинированной ставки таможенных пошлин на ввоз импортных комбайнов. Российские производители полагают, что это приведет к возвращению «серого» импорта сельхозтехники. Правда, введение этих пошлин в 2005 году не сильно помогло отечественным компаниям увеличить продажи комбайнов. Минувший сельскохозяйственный год (с ноября 2005 по октябрь 2006 года) для отечественных производителей комбайнов во многом стал более удачным, чем предыдущие. В частности, импорт сельхозтехники, который ежегодно рос на 30—40% последние несколько лет, в прошлом году наконец замер на уровне 1220—1250 машин в год и прирастал в основном за счет комплектующих, ввозимых компанией Claas для сборки машин в Краснодаре. При этом начал снижаться импорт подержанной техники. В ноябре 2005 — октябре 2006 года в страну было ввезено лишь 183 зерноуборочных и 17 кормоуборочных комбайнов против соответственно 289 и 74 в ноябре 2004 — октябре 2005 года. Производители в один голос утверждают, что причиной этого стало введение в декабре 2005 года комбинированной ставки ввозных пошлин на комбайны. Постановление правительства «О продлении сроков действия временных ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные товары» дополняло 5-процентные таможенные сборы условием взимать не менее 100 евро за 1 кВт мощности комбайнов. «Ставки ввозных пошлин, — говорит президент «Агромашхолдинга» Наталия Партасова, — были установлены по инициативе Минпромэнерго для того, чтобы не допустить занижения таможенной стоимости». По словам гендиректора объединения «Союзагромаш» Евгения Корчевого, поправка принесла плоды уже в первый год ее действия. «Рынок сразу избавился от «серого» импорта, а декларируемая стоимость новой техники возросла на 15—20%, подержанной — на 60%», — поясняет г-н Корчевой. По данным эксперта, до 2006 года по реальной стоимости в страну ввозилось не более 40% сельхозтехники. Сейчас эта цифра выросла почти в два раза. В первую очередь с рынка ушла схема «серых» продаж иностранных комбайнов через российские филиалы. Нередко, рассказывает Евгений Корчевой, техника стоимостью 250 тыс. долл. поступала в представительство по цене 80 тыс. долл., а местный трейдер продавал ее уже по рыночной цене. Именно поэтому вопреки заявлениям иностранцев комбинированная ставка никак не отразилась на стоимости машин. «У компаний просто исчезла сверхприбыль», — говорит представитель «Союзагромаша». Несмотря на это, в нынешнем году межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле решила не продлевать действия комбинированной ставки. Ввозимые комбайны будут попадать под нее до 1 августа, после чего, по мнению Евгения Корчевого, в Россию вернутся «серые» импортеры, а продажи российской техники вновь упадут. «Ввозимые комбайны по мощности и классу в основном конкурируют именно с наиболее высокопроизводительной российской техникой», — соглашается пресс-секретарь «Ростсельмаша» Мариам Ананян. Причину отмены поправки участники рынка связывают с уступками в рамках переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Вопрос об отмене комбинированной ставки был одним из ключевых требований американской стороны и активно обсуждался в ходе летнего саммита глав «большой восьмерки». Впрочем, и сами производители не сумели доказать, что таможенные ограничения оказались действенной поддержкой для отрасли. По оценкам «Союзагромаша», рынок зерноуборочных комбайнов в 2003—2006 годах ежегодно рос на 20—25%. Однако, по данным объединения, в 2006 году совокупные продажи российских производителей не достигли даже уровня 2004 года в 568 млн долл. В 2005 году из-за простоев Красноярского завода комбайнов продажи упали до 449 млн долл., в минувшем году составили 520 млн долл. Тот же «Ростсельмаш», по данным самой компании, в 2005—2006 сельхозгодах сократил производство до 5,2 тыс. машин с 5,4 тыс. годом ранее. Источник: РБК daily от 25.01.2007