В небольших городках заводы в основном неконкурентоспособны, выяснила Высшая школа экономики. Они редко в силах выйти за пределы регионального рынка. Есть и исключения — это компании, объединенные в холдинги и сумевшие взять кредиты на модернизацию.
Опросив более 1000 предприятий 90 отраслей в 49 регионах страны, ВШЭ вместе со Всемирным банком выяснили: вероятность стать конкурентоспособным увеличивается вместе с ростом размера компании и ее размещением в федеральной или региональных столицах. Так, среди предприятий, где работают свыше 1000 человек, доля конкурентоспособных вдвое выше, чем в группе с 100-250 работниками. А столичный статус повышает вероятность попасть в группу лидеров в 2-3 раза.
К конкурентоспособным предприятиям обрабатывающей промышленности авторы отнесли 20-25% предприятий. Из них у половины производительность труда выше средней по отрасли. Аутсайдеры составляют 35-40% предприятий, у них низкая эффективность производства. При сохранении нынешних тенденций через 3-5 лет доля конкурентоспособных предприятий может сократиться вдвое.
Среднее предприятие может быть успешным и в небольшом городе. Требуется лишь высокая мобильность и качество производства, считает директор ГУП “Экспериментальный машиностроительный завод” (Углич) Алексей Пшеницын. “Мы работаем со штучными заказами, за которые крупные заводы не берутся, и тщательно следим за качеством”, — говорит он. Успешно конкурирует с компаниями из больших городов и “Пожтехника” из Торжка. Начальник отдела маркетинга Марина Федоткина говорит, что за счет низкой себестоимости.
Добиваться успеха в небольших городках можно, но для этого надо работать в Центральном федеральном округе, близко к рынкам сбыта, говорит член правления “ОПОРы” Дина Крылова.
Но даже работая в небогатых регионах, компания может стать федеральным лидером, если включена в холдинг, считает председатель совета директоров “Витязя” (Ульяновск, производит пиво) Николай Морозов. В области у “Витязя” расположены солодовни, они включены в пивную компанию. Большинство небольших предприятий не могут выжить, не будучи интегрированными в холдинг, считает Морозов.
Предприятия могут быть конкурентоспособными, если им помочь с модернизацией. Сейчас заводу предложили огромный контракт, но “у нас нет мощностей для него”, говорит Пшеницын: “Рабочие работают на станках, в 1947 г. вывезенных из Германии, недвижимость в собственности государства, заложить под получение кредита нечего”.
Небольшим предприятиям, у которых есть потенциал, нужно софинансирование их инициатив государством, считает проректор ВШЭ Андрей Яковлев. “Лежачие” предприятия нужно выводить с рынка и стимулировать приход на их место новых, заключает он.
ОТРАСЛЬ НЕ ВАЖНА Отраслевая принадлежность предприятия не является решающим фактором конкурентоспособности, выяснила ВШЭ. В каждой отрасли у 20% лучших предприятий производительность труда в 20-25 раз выше, чем у 20% худших.
Жизнь в глубинкеЗаводам трудно в малых городах В небольших городках заводы в основном неконкурентоспособны, выяснила Высшая школа экономики. Они редко в силах выйти за пределы регионального рынка. Есть и исключения — это компании, объединенные в холдинги и сумевшие взять кредиты на модернизацию. Далее
Источник: "Ведомости". Ежедневная деловая газета |