До сих пор контейнерным терминалам в Санкт-Петербурге фактически не приходилось бороться за грузы. Существующих мощностей катастрофически не хватало для удовлетворения потребностей грузоотправителей. Однако уже в ближайшие два-три года ситуация может измениться, и питерские терминалы ждет если не начало конкуренции, то по крайней мере изменение расстановки сил.
В прошлом году оборот российского контейнерного терминального рынка вырос на 24,9%, с 1,92 млн до 2,40 млн TEU. Две трети общего объема пришлось на контейнерные терминалы Невской губы — в прошлом году они обработали 1449,5 тыс. TEU, что на 29,33% превышает прошлогодний результат. Лидеры остались прежними. Контейнерооборот ЗАО «Первый контейнерный терминал» (ПКТ) увеличился на 23%, до 888,83 тыс. TEU, ОАО «Петролеспорт» (ПЛП) — на 59,29%, до 313,04 тыс. TEU, ООО «Моби Дик» — на 36,58%, до 159,5 тыс. TEU.
По данным агентства InfraNews, оборот контейнеров в Большом порту Санкт-Петербурга вырос за четыре месяца на 29,8%, до 531,87 тыс. TEU. Больше всего выросла доля у недавно приобретенного группой компаний «Северстальтранс» «Петролеспорта» — за январь—апрель она увеличилась на 2,27%, до 23,32%, а грузооборот — на 43,81%, до 124 тыс. TEU. Несмотря на проблемы с арендой, доля «Моби Дика», принадлежащего финской Containerships, увеличился до 11,21%, а оборот — на 42,7%, до 59 640 TEU. Грузооборот холдинга «Морской порт Санкт-Петербург», контролируемого Новолипецким металлургическим комбинатом, вырос на 75,12%, до 19 107 TEU, что является рекордным ростом по Большому порту.
Единственным «потерпевшим» в Большом порту оказался Первый контейнерный терминал, входящий в Национальную контейнерную компанию (НКК). Его доля в контейнерном обороте на Неве снизилась на 5,96%, до 56,98%, грузооборот увеличился на 17,5%, до 302,997 тыс. TEU.
«В ближайшие два-три года питерские контейнерные терминалы ждет серьезное обострение конкуренции, — сказал РБК daily руководитель агентства InfraNews Алексей Безбородов. — О серьезных планах по расширению заявили сразу несколько крупнейших терминалов порта».
В минувшие выходные «Петролеспорт» представил стратегию своего дальнейшего развития. «Стратегия развития терминала предусматривает рост контейнерооборота ПЛП к 2012 году до 1,2 млн TEU, к 2015 году — до 1,8 млн TEU, — отметила РБК daily пресс-секретарь «Северстальтранса» Анна Вострухова. — Инвестиции первого этапа составят свыше 100 млн долл. Суммарный объем инвестиций в развитие ПЛП превысит 250 млн долл.». Инвестпрограмма, которая окончательно должна быть готова к осени, предполагает ввод в эксплуатацию нового причала (к концу этого года), контейнерной рефплощадки, современного комплекса для перетарки контейнеров, приобретение новой техники и другие мероприятия.
Кроме того, как сообщили РБК daily в пресс-службе ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», в 2007—2015 годах холдинг планирует вложить 19 млрд руб. (734 млн долл.) в строительство двух новых терминалов. Предполагается строительство автомобильного терминала на территории Стивидорной лесной компании, контейнерного — на 101-м причале Четвертой стивидорной компании), а также транзитной стоянки большегрузных автомобилей.
В этих условиях через несколько лет расстановка сил в Большом порту может существенно измениться. «Петролеспорт» вскоре может догнать бессменного лидера последних лет — ПКТ. У ПЛП есть площади, где можно развиваться; в рамках инвестпрограммы площадь контейнерного терминала планируется расширить до 60 га, — поясняет г-н Безбородов. — Скорее всего он догонит ПКТ на уровне 1,5 млн TEU». Тем более что ПЛП в отличие от ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» имеет неплохие шансы на расширение. «Северстальтранс» более решительно подходит к инвестициям и имеет лучших специалистов в отрасли. Терминал уже готов к расширению в отличие от терминалов холдинга «Морской порт Санкт-Петербург», — говорит Алексей Безбородов.
Однако нельзя исключать и возникновения некоторой конкуренции между терминалами Невской губы, о которой в последние годы и речи быть не могло: спрос на перевалку контейнеров превышал предложение. «Велика вероятность того, что рост спроса на услугу по доставке контейнеров на Российской Балтике замедлится. Едва ли в ближайшие пять-шесть лет этот спрос будет расти, как сейчас, на 25% ежегодно и сможет перевалить за отметку 5 млн TEU», — считает г-н Безбородов. Однако в этом году контейнерооборот Невской губы традиционно возрастет на четверть. «Перспектива Невской губы на 2007 год на сегодня однозначна. Оборот в 1,7—1,8 млн. TEU, или до 18 млн т», — добавляет Алексей Безбородов. По его словам, стоимость контейнерного бизнеса Невской губы приблизится к концу 2007 — началу 2008 года к 1 млрд долл.
Сергей Иванов готов сотрудничать с Boeing и Airbus
Первый вице-премьер РФ Сергей Иванов не исключает возможности привлечения иностранных инвесторов при создании конкурентоспособных гражданских самолетов в рамках Объединен...