В субботу «Аэрофлот» подписал соглашение с Boeing о приобретении 22 дальнемагистральных самолетов Boeing 787, которые авиакомпания начнет получать с 2014 года. Ранее «Аэрофлот» подписал аналогичный протокол о намерениях с корпорацией Airbus по покупке 22 A350. Впрочем, ни одно из этих соглашений еще не получило одобрения совета директоров «Аэрофлота», поэтому не исключено, что до подписания твердого контракта дело может и не дойти.
ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» — крупнейшая авиакомпания страны. Основные акционеры — Росимущество (51,17%) и Национальная резервная корпорация, которая контролирует около 30% акций. В прошедшем году авиакомпания перевезла 7,29 млн пассажиров. Чистая прибыль авиакомпании по итогам 2006 года составила 7,9 млрд руб., выручка — 71,35 млрд руб.
В первый день работы Санкт-Петербургского экономического форума Boeing и «Аэрофлот» подписали соглашение, в соответствии с которым российский авиаперевозчик приобретет 22 дальнемагистральных самолета Boeing 787. Планируется, что поставки лайнеров начнутся с января 2014 года и ежемесячно «Аэрофлот» будет получать по одному самолету. Финансирование сделки будет осуществлять давний партнер Boeing — Eximbank, который предоставит поручительство по синдицированному кредиту. «Заручившись гарантией Eximbank, мы будем формировать синдикат», — отметил глава «Аэрофлота» Валерий Окулов на церемонии подписания соглашения.
Напомним, что менеджмент «Аэрофлота» уже давно сделал свой выбор в пользу Boeing 787, однако правительственная директива, необходимая для принятия решения на совете директоров, не была подготовлена, из-за чего переговоры с американским концерном были заморожены.
При этом казалось, что «Аэрофлот» и вовсе откажется от планов покупки Boeing 787, ведь 22 марта авиакомпания подписала протокол о намерении купить 22 самолета А350 за 3,5 млрд долл. Тем не менее до сих пор твердый контракт с европейцами не подписан. Но, как отметил в субботу Валерий Окулов, от приобретения этих самолетов «Аэрофлот» не отказывается, хотя дата начала поставок самолетов А350 неизвестна. «Аэрофлот» сначала продекларировал, что возьмет в 12-летний операционный лизинг 10—15 машин А330 (поставки которых начнутся в четвертом квартале 2008 года). По мере поступления А350 (первый поставят, как ожидается, в 2015 году) 330-е будут выводиться из парка.
В свою очередь, сразу несколько членов совета директоров «Аэрофлота» рассказали РБК daily, что ни одна, ни вторая сделка до сих пор не были одобрены советом директоров компании. Вопрос о приобретении Boeing 787 входил в повестку дня совета директоров еще 16 сентября 2006 года, однако из-за отсутствия директивы правительства вопрос не рассматривался. До сих пор соответствующая директива не принималась. Вопрос по покупке А330 и А350 советом директоров рассматривался, но в виде отчета менеджмента о работе компании. «Теоретически оба меморандума о намерениях можно не исполнять, и авиакомпания опять может остаться без самолетов», — отмечает один из представителей совета директоров. Другой утверждает, что подписание подобных документов финансовых обязательств на авиакомпанию не накладывает. «Даже если есть аванс, то он полностью возвратный», — отмечают собеседники РБК daily.
Стоит напомнить, что, устав ждать директиву правительства, миноритарный акционер «Аэрофлота» — Национальная резервная корпорация (НРК) заключила с Boeing предварительное соглашение о покупке лайнеров, оставив за собой возможность поставки самолетов в 2010 году. Но поскольку решение о заключении контракта так и не было принято, срок соглашения между Boeing и НРК истек. «Грустно смотреть на это, ведь «Аэрофлот» переплатил за самолеты и при этом получит их на четыре года позже. Надо еще приобрести Alitalia, и мы окончательно убьем крупнейшего перевозчика», — восклицает владелец НРК депутат Госдумы Александр Лебедев. Тем не менее он отмечает, что представители НРК поддержат заключение контрактов.
Отметим, что помимо «Аэрофлота» в конце мая авиакомпания «Сибирь» (торговая марка S7) подписала твердый контракт на 15 Boeing 787 с поставкой в 2014 году.
Европа против «Аэрофлота»
Намерение «Аэрофлота» приобрести 51% акций сербского авиаперевозчика JAT Airways вызвало негативную реакцию Еврокомиссии. Поводом стало заявление министра инфраструктуры Сербии Велимира Илича о том, что российская компания имеет наибольшие шансы получить контроль над JAT. Сразу же после заявления министра последовала жесткая реакция Брюсселя, который выразил возмущением тем, что фактическим хозяином JAT Airways может стать компания из России. «Нам было указано, что подобная сделка вошла бы в противоречие с Пактом об открытом небе, регулирующим сектор гражданской авиации ЕС», — сообщила пресс-секретарь департамента гражданской авиации Сербии Катарина Андрич-Милосавлевич. Этот документ запрещает участвовать в приватизации европейских авиакомпаний резидентам стран, не являющихся членами ЕС. Однако, заметила г-жа Андрич-Милосавлевич, Сербия пока не ратифицировала данное соглашение.
С прицелом на дальнюю связь
«Синтерра» потратит на кабель 80 млн долларовНа рынке междугородной связи становится тесно: скоро к «Ростелекому», МТТ и Golden Telecom присоединятся ТТК и «Арктел», а к ...