Госхолдинг в станкостроительной отрасли формироваться не будет. Первый вице-премьер Сергей Иванов решил, что достаточно и госучастия в отраслевых научных разработках.
Развивать станкостроение, добиваясь “объединения передовых научных и технических идей с производственным процессом”, надо, “не создавая никаких госхолдингов и корпораций”, заявил в минувшую пятницу первый вице-премьер Сергей Иванов. Он посетил Ивановский завод тяжелого станкостроения, охарактеризовав увиденное “каменным веком”.
Несколькими днями раньше о создании объединенной станкостроительной компании предложило подумать Минпромэнерго. Замминистра Андрей Реус заявил, что это может быть холдинговая частно-государственная компания. А замминистра экономразвития Андрей Белоусов отметил тогда, что на рынке станкостроения заметную роль сейчас играют 14 компаний: “Все они частные, во многих госпакета нет вообще”. Всего же в отрасли около 1300 предприятий, но больше 90% оборудования выпускают 5% компаний. Министр промышленности Виктор Христенко отметил, что господдержка может стать стимулом к объединению предприятий. А Реус сказал, что надо повысить импортные пошлины на станки (сейчас — 0-15%).
У Иванова другой план. Надо создать инжиниринговый центр, который будет состоять из конструкторских бюро и исследовательских организаций. Он будет разрабатывать научно-техническую политику в отрасли, а государство готово финансировать разработки конкретных проектов, сказал Иванов. Станкоинструментальные предприятия, за собственные деньги проведя модернизацию, смогут использовать разработки центра для создания конкурентоспособной продукции. А объединять предприятия станкостроения в госкорпорацию нет смысла, поскольку предприятия, в отличие от авиа- и судостроения, находятся в основном в частной собственности, отметил Иванов.
По данным Минпромэнерго, в 2006 г. в России произведено станков на $196 млн, в 2005 г. — на $161,4 млн. Инвестиции в отрасль составили 1,5 млрд руб. На российских машиностроительных предприятиях сейчас задействовано порядка 1,5 млн станков, половина из них старше 20 лет. Порядка 87% закупаемых станков импортируется.
Станкостроение в России — не та отрасль, где возможно восстановление производственного лидерства своими силами, выгоднее создавать совместные предприятия с ведущими мировыми производителями, считает аналитик “Антанта-Капитала” Илья Макаров. У инжинирингового центра большое будущее, полагает руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований ИМЭМО РАН Владимир Кондратьев.
Объединить в одну корпорацию множество небольших станкостроительных предприятий с разным ассортиментом трудно, а создание центров, аккумулирующих для предприятий ноу-хау, — обкатанная в Европе схема, говорит Кондратьев. Увидев перспективные разработки, государство может на 5-6 лет закрыть сектор рынка высокими ввозными пошлинами, чтобы дать время наладить собственное производство, отмечает Кондратьев.
Бизнес-авиации облегчат взлет
Власти в ближайшее время готовы резко снизить ввозные пошлины на реактивные самолеты бизнес-класса. Как стало известно РБК daily, соответствующие документы, подготовленны...