Власти в ближайшее время готовы резко снизить ввозные пошлины на реактивные самолеты бизнес-класса. Как стало известно РБК daily, соответствующие документы, подготовленные МЭРТ и одобренные Межведомственной комиссией по защитным мерам во внешней торговле, поступили в правительство.
До 70% авиаперевозок в РФ осуществляется на самолетах, разработанных в 60—70-х годах прошлого века, большинство которых выработало значительную часть своего ресурса. Однако обновление авиапарка в нынешних условиях — задача почти невыполнимая. Во-первых, возможности предприятий отечественного авиапрома все еще очень ограниченны. Во-вторых, за приобретаемые самолеты иностранного производства российские авиакомпании должны платить 20-процентные ввозные пошлины и 18-процентный НДС.
Внесенные в правительство документы (они имеются в распоряжении РБК daily) касаются снижения пошлин на ввозимые реактивные самолеты для бизнес-авиации. Речь идет о снижении в два раза, с 20 до 10%, таможенных пошлин для самолетов «с массой пустого снаряженного аппарата не более 20 тыс. кг и с количеством посадочных мест не более чем на 19 человек». Это самолеты, приобрести или заказать которые, как правило, могут только представители крупного бизнеса. «В 2005 году количество ввезенных самолетов составило шесть единиц», — говорится в пояснительной записке, подготовленной МЭРТ.
Авторы проекта считают, что низкий уровень импорта обусловлен высоким уровнем ставок ввозных таможенных пошлин. Большое количество техники приобретается, а затем регистрируется за рубежом.
По мнению ряда чиновников, постановление может затронуть интересы отечественных производителей, выпускающих сертифицированные турбовинтовые самолеты для региональных и местных воздушных линий, дальностью полета от 900 до 2340 км — Ан-3, Ан-38, Ан-140, Ил-114 и планируемый к выпуску Су-80.
Гендиректор ОАО «Авиаресурс-Холдинг» (производит самолеты Ан-140) Сергей Лихарев настаивает на том, что таможенные барьеры снимать рано. «Например, если на самолет поставить 19 кресел, а его вес меньше 20 т, он сможет попасть под действие данного постановления. Однако в его сертификате типа прописана стандартная компоновка. Все должно быть прописано», — считает он.
Представители авиационных кругов удивлены, что налоговые послабления пришлись на этот сегмент авиатехники. «Такие самолеты — предметы роскоши. Их владельцы вполне могут заплатить высокую пошлину, которую можно направить на развитие отечественной авиации, — говорит источник РБК daily. — Сейчас российские авиакомпании перевозят 38 млн человек в год. Все они могут приобретать иностранную технику, без которой пока не обойтись, только с таможенной ставкой 20% плюс 18% НДС. В первую очередь надо думать о них». Такой же точки зрения придерживается и руководитель Росавиации Евгений Бачурин. Он говорит: «Отменять или уменьшать ставки на бизнес-джеты надо в самую последнюю очередь, так как это не касается перевозок населения. Тем не менее если отечественный авиапром сегодня не может дать продукцию собственного производства, то отменять пошлины надо хотя бы временно».
Вместе с тем большинство опрошенных РБК daily экспертов сходятся в том, что это постановление, если оно будет принято, не решит проблем бизнес-авиации и обострит вопрос о пошлинах на иностранные самолеты для российских авиакомпаний, реально перевозящих основные пассажирские потоки.
Завод авиационных подшипников готовится к МАКСу
Завод авиационных подшипников (ЗАП, входит в состав Европейской подшипниковой компании, ЕПК) готовится представить свою продукцию на 8-м Международном авиационно-космичес...